Ремонт встроенного циркуляционного насоса Wilo двухконтурного автоматического котла Ariston
Ремонт встроенного циркуляционного насоса Wilo двухконтурного автоматического котла Ariston
Циркуляционный насос Wilo в двухконтурном котле Ariston обеспечивает подачу нагретой жидкости в радиаторы отопления, охлаждение первичного теплообменника, после разбора горячей воды для защиты теплообменника от образования на его внутренних стенках накипи.
Котлы фирмы Ariston в моделях Genus Premium, Clas System, Genus, Clas, оборудованы циркуляционным насосом Wilo MTSL 15/5 HE — 2, его неисправность приводит к аварийной остановке отопительного прибора.
Для ремонта циркуляционного насоса котла необходимо знать его составляющие части. В рабочее устройство входят компоненты:
- корпус с входным и выходным патрубком;
- резиновая прокладка;
- электрический двигатель;
- турбина;
- подшипники скольжения;
- крепеж;
- воздухоотводчик;
- пусковой конденсатор;
- клемма управления.
Принцип работы циркуляционного насоса Wilo MTSL 15/5 HE — 2
Главной частью насоса является электрический двигатель, состоящий из статора с несколькими катушками индуктивности для регулировки скорости вращения, и ротора, который интегрирован на валу с подшипниками.
Когда на одну из обмоток статора подается питание, создается электрическое поле, приводящее в движение ротор с турбиной. Лопасти турбины захватывают жидкость из всасывающего патрубка, и перемещают ее по выходной трубе. Таким способом осуществляется циркуляция теплоносителя по всему контуру отопления.
Рассмотрим основные причины приводящие к поломке насоса Wilo MTSL 15/5 HE — 2.
Нестабильное напряжение в сети
При пониженном питании мотор насоса замедляет свою работу вплоть до полной остановки. При повышенном напряжении происходит нагрев катушек индуктивности, из-за чего может возникнуть межвитковое замыкание или прогар провода обмотки.
Загрязнение механизмов насоса
При температуре жидкости более 60 ᵒС на турбине и валу может образовываться накипь, которая будет тормозить вращение якоря мотора. Причинами заклинивания насоса могут послужить и повышенное окисление движущих механизмов или попадание инородных предметов.
Некачественный материал комплектующих
Если в насосе используются детали, изготовленные из некачественных материалов — его ресурс резко снижается. Например, вал начинает заклинивать из-за образования на поверхности подшипников слоя ржавчины, потому что они изготовлены из бронзы, в состав которой входит железо. Такие симптомы свойственны для неоригинальной модели.
Неправильная эксплуатация прибора
Вода через работающий насос должна постоянно циркулировать с определенной скоростью. При нарушении движения теплоносителя (перекрыт кран обратной или подающей линии, забит фильтр системы и т. д.), в устройстве будут перегреваться подшипники и катушки индуктивности — это приведет к заклиниванию ротора, обрыву или замыканию обмотки статора.
Циркуляционный насос Wilo MTSL 15/5 HE — 2 нельзя использовать, когда в трубопроводе отсутствует вода. Но так как двухконтурные автоматические агрегат фирмы Ariston оборудованы датчиками давления жидкости, котел не включится при отсутствии воды в системе или низком ее давлении.
Ремонт электрической части
К электрической части насоса относятся следующие узлы:
- катушка индуктивности;
- пусковой конденсатор;
- соединительные провода;
- клемма управления.
При поломке обмотки статора, насос становится неремонтопригодным, все остальные компоненты можно починить или заменить. Для анализа состояния электрических деталей понадобится омметр.
Фото циркуляционного насоса Wilo MTSL 15/5 HE – 2.
Основные симптомы неисправности
Если на дисплеи котла высветился код ошибки соответствующий нарушению циркуляции воды, и она не сбрасывается, возможно, неполадка скрыта в электронной части устройства.
Циркуляционный насос со снятой крышкой.
Для выявления неполадки необходимо:
- Отключить в котле режим отопления, а после остановки всех узлов, обесточить его (плавная остановка).
- Вскрыть лицевую панель корпуса.
- Если насос покрыт большим слоем пыли, очистите его поверхность.
- Используя информацию на схеме снять клеммы управления, демонтировать клемму с конденсатором.
- Визуально исследовать состояние контактов насоса и клеммы, они должны быть без окислов, прогаров и механических повреждений.
- Тестером в режиме проверки диодов определить целостность соединительных проводов, которые идут от платы управления к насосу.
- Омметром определить сопротивление катушек индуктивности. На исправном устройстве показания прибора на контактах, будут соответствовать следующим значениям:
- № 1, 4 – 150 — 160 Ом;
- № 1, 6 – 290 – 300 Ом;
- № 2, 3 — 0 (контакты соединены вместе);
- № 3, 5 – 220 -230 Ом;
- № 4, 6 – 150 — 160 Ом.
- Устройство будет считаться не исправным, если показания омметра на любой из выше перечисленной пары клейм составит 1 (обрыв проволоки обмотки) или 0 (короткое замыкание, кроме контактов 2,3).
- Проверить состояние пускового конденсатора. Для этого переведите регулятор тестера в режим проверки емкости 20 микрофарад. Соедините щупы прибора с выводами конденсатора и определите его емкость. Она должна совпадать с номинальной ± 10 %. Потеря емкости ведет к уменьшении производительности насоса, он будет издавать нехарактерное для него гудения.
Электрическая схема насоса Wilo MTSL 15/5 HE – 2.
Измерение сопротивления обмоток циркуляционного насоса.
Ремонт механической части
Все остальные детали, которые не перечислены в разделе: «Ремонт электрической части», относятся к механическим узлам. При возникновении в работающем насосе вибрации, шума, для определения источника их появления необходимо:
- Плавно остановить котел.
- Демонтировать лицевую панель корпуса и опустить блок управления.
- Закрыть краны холодной воды, подающей и обратной линии.
- Через сливной кран спустить воду из системы котла.
- Открутить фиксатор воздухоотводчика насоса для полного слива воды из системы. После сброса всей жидкости, закрутить фиксатор до упора.
- Снять клемму с пусковым конденсатором.
- Открутить крепежные винты и демонтировать блок: мотор-турбина.
- Осмотреть подшипники, крыльчатку, полость насоса на наличие окисления, загрязнения, инородных предметов, повреждения. Если наблюдается износ подшипников или вал мотора прокручивается с усилием, тогда их нужно заменить на другие, например, на фторопластовые. Всю грязь с турбины, внутренних отсеков корпуса, уплотнительной резины следует удалить.
- Отремонтированный механизм установить на место и зафиксировать.
- Вставить клемму с конденсатором.
- Открыть краны обратной, подающей линии и холодной воды.
- При помощи крана подпитки проверить герметичность насоса, если он не протекает, тогда следует добавить теплоноситель в систему до 1,2 бара.
- Запустить насос в режиме циркуляции и проверить его состояние.
- В положительных результатах следует установить ручку регулятора температуры контура отопления в необходимое положение.
Ресурс циркуляционного насоса Wilo и других комплектующих котла можно продлить, если перед каждым отопительным сезоном проводить полное техническое обслуживание.
Статьи по теме:
Как выбрать электрический теплый пол для обогрева дома
Во время ремонта в помещении или устройства в нем системы обогрева возникает вопрос о том, как выбрать электрический теплый пол, в каких случаях он.
Закипает вода в котле отопления – что делать?
Описаны возможные причины и способы устранения перегрева теплоносителя в двухконтурных, автоматических и полуавтоматических газовых котлов отопления.
Устраняем обледенение коаксильного дымохода – пять практичных способов
В статье описаны пять практичных способа по устранению обледенения на коаксиальном воздухопроводе.
Диагностика и ремонт вентилятора газового котла
Рассмотрен принцип работы, показаны основные признаки и причины неисправности, способы диагностики и ремонта вентилятора (дымососа) газового котла.
Почему прыгает давление в закрытой системе отопления
Перечислены основные причины изменения давления в закрытой системе отопления, приведены эффективные способы стабилизации давления теплоносителя в.
Какая скорость насоса предпочтительнее на котле Ferolli Domicompact C24
такую какая необходима для вашей системы.ведь каждая система индивидуальна и имеет свое сопротивление.Начните со второй.
Сантехнические работы Москва и область
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Спасибо. Начто влияет скорость?
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
на равномерную прогреваемость всех радиаторов.Слишком малая скорость не даст "протянуть" удаленные от котла радиаторы,а слишком высокая это как минимум перерасход электроэнергии и шум от регулирующей арматуры радиаторов
Сантехнические работы Москва и область
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Мжет ли скорость влиять на работу дымохода или датчиков, контролирующий температуру продуктов сгорания
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
высокая скорость работы насоса изменяет поток теплоносителя из ламинарного (наиболее благоприятного режима) в турбулентный.. в итоге повышаеться сопротивление системы.. отсюда и повышенное энергопотребление и потребление газа. На работу дымохода и контроллера не зависит, прямой зависимости уж точно нет!!
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Тогда как наладить работу котла, если:
1) Начинает мигать зеленая лампочка, после этого падает давление и начинает мигать желтая (бывает, когда порывистый ветер). Котел установлен в "предбаннике" 5 кв.м. Может ли влиять на тягу открытая в "предбаннике" дверь. Даст ли эффект приточная вентиляция (есть выход старого дымохода)
2) После того, как мастер переключил скорость на насосе на 1 (стояла 2) бывает, что ни с того, ни с сего загорается красная лампочка
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
данная ситуация (которую вы описали) к работе насоса не относится! вся проблема именно в дымоходе. как долго вы эксплуатируете данную систему?
Или электронная система
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Stroim написал :
Или электронная система
Сантехнические работы Москва и область
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
ну какая-то электронника на котле стоит? вполне возможно что какой-нибудь контроллер мозги парит.. диагноз по словам не поставишь
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
Собственно котел 2-3 года. Для него прежний хозяин построил с вншней стороны дома свой дымоход, но поисходило постоянное "задувание" т.к. труба заканчивалась ниже конька. Был сторый дымоход внутри дома, к которому подключался старый советский напольный чугунный котол. Его демонтировали, но дымоход (на метр примерно выше конька) остался. К нму я переподключил котел. Задувае реже. Вот я и думаю — если буду держать дверь предбанника (это маленькое хоз помещение внутри дома) закрытой (до этого всегда открыта настеж) повлияет ли это на тягу?
- Просмотр профиля
- Личное сообщение
2 westres. Для уменьшения отложений накипи в теплообменнике необходимо устанавливать максимальную скорость насоса ( III ). А когда из-за низкой скорости отложится накипь, вся экономия вылетит в трубу + промывка теплообменника радость еще та. Кроме того, если система отопления с радиаторными термостатами, необходимо устанавливать перепускной клапан, чтобы сохранялась циркуляция теплоносителя при закрытии термостатов — или на одном из радиаторов термостатического клапана быть не должно — или он должен быть всегда полностью открыт, а термоголовка снята. Устанавливать низкую скорость насоса без адекватного снижения мощности горелки — вредительство.
Устройство и принцип работы газовых котлов
Газовый котел — это сложная саморегулирующаяся система, которая преобразует энергию сгоревших газов в полезное тепло. Именно от его работы зависит комфортный температурный режим во всем доме.
Особенности и принципы работы газовых котлов
Котлы, работающие на газе, являются оптимальным решением для отопления практически любого помещения. Они просты в использовании, имеют небольшие размеры и солидный срок эксплуатации, поэтому одинаково подходят как для частых домов, так и для квартир.
Любой газовый котел имеет 3 основных компонента:
- газовая горелка;
- теплообменники;
- система управления и контроля.
В зависимости от модели котел может иметь различное дополнительное оборудование, такое как насос, вентилятор, расширительный бак, предохранительный клапан, электронную систему управления, диагностики и защиты. Если у котла есть такие дополнительные элементы, то его вполне можно считать миникотельной, которая работает полностью в автоматическом режиме. Она самостоятельно поддерживает заданную программой температуру, контролирует все внутренние процессы, а в случае аварии перекрывает подачу газа и отключается.
Принцип работы котла
Чтобы понять, как работает газовый котел отопления, нужно не только знать его устройство, но и разобраться, какие программы и функции в нем заложены. В своей работе котел ориентируется на показания датчиков. Он при помощи встроенной электроники определяет потребность в горячей воде и запускает работу управляющей газовой арматуры. После этого включается газовая горелка, которая нагревает воду в теплообменнике до определенной температуры, и циркуляционный насос, который тут же разносит ее по системе отопления. После того как температура в системе достигает заданного значения, котел выключает горелку и переходит в режим ожидания. Когда температура в системе отопления снижается до определенного показателя, котел снова включает горелку и цикл повторяется.
По такой схеме работают все одноконтурные котлы в режиме отопления. Двухконтурные котлы выполняют точно такой же цикл, но его работу может прервать система горячего водоснабжения (ГВС). Двухконтурный котел имеет более сложную систему подготовки воды, так как выполняет сразу 2 функции:
- отопление помещения;
- горячее водоснабжение.
У него, кроме основного теплообменника, имеется второй контур (скоростной теплообменник), который и предназначен для подготовки горячей воды. Двухконтурный котел может работать в 2 режимах:
- летний – только подготовка горячей воды для системы водоснабжения (ГВС);
- зимний (смешанный) – нагрев воды для системы отопления и для ГВС.
Если котел работает в зимнем режиме, то вода нагревается в первичном теплообменнике и разносится циркуляционным насосом по системе отопления. При открытии крана горячей воды в котле срабатывает датчик протока. Он подает сигнал на плату управления, которая переключает трехходовой клапан из режима отопления на режим ГВС. В результате горячая вода из основного теплообменника не идет на батареи, а остается в котле.
Она начинает циркулировать по кругу, проходя через вторичный теплообменник и нагревать воду для ГВС.
Вторичный теплообменник пластинчатый, поэтому вода практически моментально нагревается, и мы мгновенно получаем в кране горячую воду. Происходит это до тех пор, пока кран горячей воды не закроется. После перекрытия воды датчик протока сообщает об этом плате, и она переключает трехходовой клапан в изначальное положение, а нагретая вода из первичного теплообменника снова поступает в систему отопления.
Из описания видно, что принцип работы газового котла не позволяет одновременно работать отоплению и подавать горячую воду. Однако уже есть специальные теплообменники, которые могут это делать (о них будет рассказано ниже).
Устройство газового котла
Котлы различных производителей могут отличаться устройством и расположением элементов, однако они все имеют типичную схему. Мы ее рассмотри на примере устройства двухконтурного котла (как самого сложного).
Он имеет такие основные элементы:
- газовый клапан для подачи топлива на горелку;
- газовую горелку;
- блок розжига;
- электрод розжига;
- датчик контроля наличия пламени;
- камеру сгорания газа;
- первичный (основной) теплообменник;
- вентилятор;
- датчик тяги отработанных газов – маностат;
- датчик температуры воды в первичном контуре;
- аварийный датчик температуры воды первичного контура;
- расширительный бачок;
- циркуляционный насос первичного контура;
- фильтр системы отопления;
- датчик давления воды в системе отопления;
- кран подпитки водой системы отопления;
- предохранительный клапан системы отопления;
- трехходовой клапан;
- теплообменник горячего водоснабжения (ГВС);
- байпас;
- датчик протока ГВС;
- фильтр ГВС;
- кран слива воды;
- электронный блок управления (плата управления);
- регуляторы температуры системы отопления и ГВС;
- переключатель режимов работы (лето, зима).
Как видно из большого количества разнообразных датчиков, половина устройств осуществляет мониторинг работы системы и позволяет котлу безопасно работать в автоматическом режиме. Кроме этого у котла имеются стандартные штуцеры для:
- подачи топлива на газовый клапан;
- подачи воды в систему отопления;
- входа обратной воды из системы отопления;
- входа холодной воды для ГВС;
- выхода подогретой воды ГВС.
Чтобы более ясно понять работу котла нужно рассмотреть каждый узел в отдельности и определиться с его функциями и назначением. Стоит сразу запомнить что «лишних» и «маловажных» деталей в котле не бывает, и выход из строя даже одной из них приведет к поломке или неправильной работе котла. Ниже мы детально разберем самые важные блоки газового котла, и какие элементы в него входят.
Газовая горелка и система удаления дыма
Основным элементом газового котла является горелка. В современных котлах она модулируемая, то есть способна менять количество потребляемого газа. Эта функция при розжиге и в начале цикла нагрева уменьшает подачу газа (нагрев теплообменника происходит постепенно). Затем увеличивает подачу газа при приближении к заданной температуре и поддерживает ее. Когда вода нагревается и приближается время отключения, газа подается меньше. Таким образом, снижается расход газа до 15% и уменьшается количество циклов включения-выключения, что увеличивает срок службы котла.
Подготовка и подача топлива осуществляется при помощи газового клапана. Во время работы подача топлива регулируется при помощи шагового электродвигателя. Он управляются микропроцессором электронной платы по заложенной на заводе в него программе. Таким образом, при помощи штатной панели управления вы можете задавать необходимую температуру системы отопления и ГВС.
Также на горелке расположен электрод розжига и датчик контроля наличия пламени. Горелка находится в замкнутой камере сгорания, которая оканчивается выводом отработанных газов. На выводе установлен вентилятор для принудительного удаления дыма. Перед вентилятором есть датчик тяги – моностат, который сразу отключит котел, если дым не будет вытягиваться. Особенно часто маностат срабатывает в сильные морозы, когда в выхлопной трубе замерзает конденсат и перекрывается канал выхода отработанных газов.
Теплообменники
Теплообменники делятся на два вида: первичный и вторичный. Первый устанавливается над горелкой, так как в нем подогревается вода первого (отопительного) контура. Он представляет собой набор медных трубок, в которых циркулирует вода с помощью проточного насоса. Для увеличения полезной площади и быстроты нагрева воды на трубки напрессовываются медные пластины (ребра).
Вторичный теплообменник нужен для подогрева воды ГВС. Он имеет отличительные особенности, которые позволяют моментально нагревать воду. Выглядит теплообменник как набор пластин, между которыми раздельно циркулирует вода перового и второго контура. Когда открывается кран горячей воды, вода в первичном контуре идет не на систему отопления, а перенаправляется на вторичный теплообменник. Таким образом, вместо обогрева батарей происходит нагрев воды контура ГВС. Особенность двухконтурного котла в том, что отопление и подогрев воды ГВС не может производиться одновременно. В домашних условиях это практически не заметно, так как расход горячей воды незначителен по сравнению с работой системы отопления.
Когда суточный расход воды велик и составляет конкуренцию системе отопления, используются двухконтурный котел с битермическим теплообменником. Он характеризуются тем, что имеют только один теплообменник, который расположен над горелкой. Его конструкция немного сложнее и внутри трубок основного контура идут трубки контура ГВС. Получается, что горелка нагревает всего один теплообменник, в котором одновременно находится вода системы отопления и ГВС (потому и называют его битермический).
Система ГВС
Главным отличием двухконтурных котлов является система горячего водоснабжения (ГВС). Она позволяет практически мгновенно получать горячую воду. Для этого в котле имеется вторичный контур ГВС, который состоит из пластинчатого теплообменника, датчика протока воды и трехходового клапана. Главным датчиком, который управляет процессом запуска вторичного контура, является датчик протока. При открытии крана он подает команду на плату управления, а та, в свою очередь, на трехходовой клапан, который перекрывает подачу воды на систему отопления и направляет ее на пластинчатый теплообменник ГВС. В результате горячая вода, которая нагревается в основном теплообменнике, с помощью насоса начинает циркулировать по «малому» кругу внутри котла, проходя через теплообменник ГВС и нагревая в нем воду.
Байпас
Он соединяет прямой и обратный трубопровод основного контура. На байпасе установлен регулируемый перепускной клапан, который при возникновении критического давления открывается, и часть воды перетекает из прямого трубопровода в обратный. Клапан обеспечивает отсутствие гидравлических ударов, при включении насоса и ограничивает максимальную скорость циркуляции воды в системе отопления.
Расширительный бачок
При нагреве вода начинает расширяться в системе отопления и чтобы компенсировать избыток давления, устанавливают расширительные бачки. Они есть у всех без исключения котлов, но могут отличаться формой и размерами (зависит от мощности котла).
Расширительный бак состоит из 3 частей:
- пространство под воду системы отопления;
- мембрана;
- пространство, накачанное азотом.
Бачок во время работы отопительной системы за счет мембраны нивелирует изменения давления, поэтому в процессе работы котла давление остается неизменным.
Плата управления и датчики
Какое бы ни было устройство газового котла, в нем обязательно есть плата (блок) управления. Она позволяет выставить необходимые режимы котла, контролирует и анализирует информацию от датчиков, осуществляя автоматическое управление всеми процессами в системе. На самой плате нет никаких регулировок и настроек, все установки производятся на заводе. Единственное что может изменить пользователь – это подключить наружный датчик температуры. Если датчика нет, система контроля ориентируется на температуру воды в системе и при ее остывании запускает котел.
Если подключить датчик, система управления котла начнет ориентироваться уже по нему. Чтобы подсоединить наружный термометр на плате убирается перемычка, а вместо нее подключаются провода контрольного прибора. Существуют простые мембранные датчики, на которых только выставляются максимальная и минимальная температура в помещении. Есть и более сложные электронные датчики, в которых можно указывать не только температуру, но и время включения, отключения котла. Например, котел не будет работать пока вы на работе, а включится за час до вашего возвращения.
Нормальная работа котла, его надежность зависит от множества датчиков и систем контроля таких как:
- датчик давления газа в системе;
- датчик контроля наличия пламени;
- датчик тяги отработанных газов;
- датчик температуры воды в первичном контуре;
- аварийный датчик температуры воды первичного контура;
- датчик давления воды в системе отопления;
- предохранительный клапан системы отопления;
- датчик протока ГВС.
Благодаря им котел может самостоятельно работать в течение целого сезона без остановок и поломок.
Система блокировки котла
К сожалению, в процессе работы возникают проблемы не связанные с самим котлом, а возникающие по вине внешних факторов. Например, если в доме отключат газ, то котел моментально это определит и отключится. Перезапустить его придется вручную, выполнив специальные команды.
При возникновении ошибок или аварий в работе котла он сразу прекращает работу и подает условный сигнал. В моделях с электронным монитором высвечивается код ошибки в виде набора цифр или букв. В устройствах с аналоговым (механическим) управлением ошибка обозначается морганием индикаторов.
В паспорте любого котла имеется таблица с кодами ошибок, их расшифровкой и инструкцией как сбросить (устранить) аварию. Такие таблицы легко найти в интернете, тем более коды ошибок практически у всех котлов совпадают.
«Циркуляционные насосы с синхронным двигателем» (журнал «Акватерм» №18 ,12.2005)
Известно, что циркуляционные насосы имеют небольшое потребление электроэнергии. Тем не менее эксплуатируются они круглый год, – и «набегает» немало. Существуют два способа снижения расходов: можно повысить КПД насоса или путем электронного регулирования частоты вращения оптимизировать постоянно меняющиеся потребности системы. Оба они нашли применение: в циркуляционных насосах с электронным регулированием числа оборотов, асинхронными и синхронными двигателями, с постоянным магнитом.
Преимущество насосов с электронным регулированием числа оборотов и асинхронными двигателями – в экономии электроэнергии при длительной и надежной эксплуатации по сравнению с нерегулируемыми насосами, об этом известно давно. В системе отопления они в автоматическом режиме отслеживают изменение расхода теплоносителя и нужным образом корректируют свою работу, согласовывая мощность электродвигателя с параметрами нагрузки системы. Несмотря на то, что насос со встроенной системой регулирования обойдется потребителю дороже насоса без указанной системы, за весь срок службы общие расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание у регулируемого прибора окажутся ниже. Но такие насосы обычно имеют асинхронный двигатель, недостатки которого – значительный пусковой ток и невозможность плавного изменения скорости вращения, так как скорость вращения магнитного поля зависит от частоты тока.
По технологическим и ценовым критериям снижение потребляемой мощности регулируемых насосов с классическими асинхронными двигателями невозможно. Необходимость снижения затрат на электроэнергию привела к созданию насосов с синхронными двигателями. Принципиальное отличие синхронного двигателя от асинхронного – в исполнении ротора. У синхронного двигателя — это магнит, выполненный при относительно небольших мощностях на базе постоянного магнита. Поскольку разноименные полюсы магнитов притягиваются, то вращающееся магнитное поле статора, которое можно интерпретировать как вращающийся магнит, увлекает за собой магнитный ротор, причем их скорости равны. В асинхронных машинах скорость вращения ротора несколько меньше скорости вращения поля. Это и объясняет название таких двигателей.
Положительные свойства синхронных двигателей с постоянными магнитами – высокая стабильность скорости вращения в синхронном режиме, сравнительно высокие энергетические показатели, повышенная перегрузочная способность, большая удельная мощность на единицу массы, хорошая синфазность вращения.
Основной недостаток – сложность пуска, при котором нужно раскрутить ротор в сторону вращения магнитного поля, создаваемого статором. Именно поэтому подавляющее большинство синхронных двигателей запускаются как асинхронные, для чего снабжаются пусковой обмоткой. В момент пуска двигатель работает как асинхронный, а когда скорость ротора приближается к скорости вращения поля, ротор синхронизируется, и далее уже двигатель работает по этой схеме. Однако, в отличие от двигателей с электромагнитным побуждением, постоянные магниты на время пуска невозможно «отключить». Поэтому в процессе разгона магнитный поток от них индуцирует в обмотке статора ЭДС, под действием которой по обмотке через источник протекает ток. Взаимодействуя с полем постоянного магнита, он создает момент по своей природе аналогичный асинхронному моменту, развиваемому пусковой обмоткой. Этот момент – не движущий, а тормозящий. При увеличении тормозного момента, действующего на ротор, уменьшается число оборотов, приводя к увеличению ЭДС, возникающей в обмотке ротора, магнитного поля ротора, и крутящего момента при любой постоянной скорости вращения. Энергия, необходимая для приведения двигателя в действие, обеспечивается за счет магнитов, установленных в роторе, а не только за счет электропитания.
Наряду с хорошим качеством регулирования, синхронный двигатель позволяет получить более высокий КПД, как при полной, так и частичной нагрузке. Принцип нашел применение в циркуляционных насосах с мокрым ротором Grundfos, Wilo, Сalpeda. Инновационные методы, включающие в себя производство магнитов под высоким давлением, лазерную сварку и уникальный процесс намагничивания, позволили получить требуемые результаты. А применение передовой электроники, полнофункционального программного обеспечения и современных
методов производства гарантируют их длительный срок службы и высокоэффективную эксплуатацию. Принцип их работы, устройство и возможности рассмотрим на насосах NC фирмы Сalpeda. Это – технология электронной коммутации двигателя с ротором на постоянных магнитах.
Двигатель не блокируется, так как:
— рабочие характеристики синхронного двигателя позволяют увеличивать зазор между ротором и камерой-статором, что в асинхронных двигателях невозможно без снижения КПД;
— ротор выполнен из керамики и менее подвержен образованию известняковых наростов, чем традиционный металлический;
- электроника прибора в состоянии определить возникновение затруднений во вращении двигателя: в такой ситуации электронный блок несколько раз «пробует» запустить двигатель с пиковым моментом вращения, на порядок большим, чем у традиционных двигателей;
- запатентованная «квадратная камера» исключает возможность остановки ротора.
Есть у таких насосов и другие плюсы. Постоянная скорость двигателя позволяет ограничить перепады давления при изменении уровня потерь давления. Кроме того, работа насосов Сalpeda не зависит от температуры и напряжения в сети. Традиционные насосы могут работать в данном режиме, но для этого используется очень сложная и дорогостоящая электроника. Надежная электроника обеспечивает режим работы электронасоса с двигателем по классу нергоэфективности «А», а двойная электрическая изоляция – максимальную безопасность. Низкая рабочая температура двигателя позволяет использовать материалы, обеспечивающие высокую электроизоляцию, предотвращая опасность вредной электрической дисперсии, присутствующей в традиционных насосах. Повышенный КПД снижает потребление тока и, следовательно, уменьшает расход электроэнергии. Следовательно, экономия гарантирована примерно на 49 % по сравнению с традиционными насосами.
“ОТОПЛЕНИЕ И ГВС”
(журнал "Акватерм" №18 ,12.2005)
СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Подписывайтесь на наши каналы, следите за новостями, получайте свежую информацию об акциях и скидках. On-Line консультирование
Возникли вопросы?