Места для установки специальной пожарной техники
Места для установки специальной пожарной техники
ПАРКОВКА ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ
Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" для зданий и сооружений, в т.ч. многоквартирных жилых домов, должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
В частности, проезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен вдоль всего здания многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28 м. К таким зданиям относятся и все стандартные девятиэтажные дома, построенные в стране от Калининграда до Владивостока. При этом, ширина проезда для пожарной техники для таких зданий должна составлять не менее 4,2 м. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
В соответствии с Правилами противопожарного режима запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники (п.75), а также крышки колодцев пожарных гидрантов (п.56).
Вместе с тем, зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов и разъездных площадок, а также с люками, заставленными автомобилями жильцов. Супротив безопасности и возможности спасения себя и своих детей в случае пожара жильцами ставится удобство парковки личного автомобиля не только возле дома, но и на специальных площадках для пожарной техники.
При этом вопрос о нарушении требований пожарной безопасности не сильно волнует ни таких жильцов, ни управляющую компанию. Управляющая компания даже если и хочет, то зачастую не в силах повлиять на собственников квартир, т.к. действенные и легитимные механизмы воздействия на жильцов попросту отсутствуют.
Жильцов, конечно, можно понять, т.к. вопрос недостаточности парковочных мест стоит остро, особенно в крупных городах, но он, по мнению НСОПБ, не должен решаться за счет пренебрежения пожарной безопасностью.
Проблема обостряется еще и тем, что в настоящее время требования к разметке специальных площадок для пожарной техники на законодательном уровне не утверждены, а места их размещения специальными дорожными знаками ("Остановка запрещена") не обозначаются. Попытка утвердить положения по разметке площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домой увенчалась принятием в 2010 г. только методических рекомендаций по устройству пожарных проездов и площадок для расстановки пожарной и специальной техники возле жилых домов и объектов города Москвы.
В соответствии с данными Методическими рекомендациями площадки для установки пожарной техники должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски устойчивой светоотражающей краской и устройства специальных дорожных знаков). Данная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток, регулярно обновляться, а в зимний период года очищаться от снега и льда. Площадка обозначается чередованием полос шириной 40 см белого и красного цвета по диагонали.
Методическими рекомендациями определены размеры площадок в зависимости от этажности здания и типа подъемного механизма:
автолестницы высотой подъема 30 м – 12 х 6 м.
автолестницы высотой подъема 50 м – 12 х 6 м.
автоподъемники высотой подъема 30 м – 12 х 6 м.
автоподъемники высотой подъема 50 м – 12 х 7 м.
автоподъемники высотой подъема 68 м – 15 х 10 м.
автоподъемники высотой подъема 90 м – 15 х 10 м.
автоподъемники высотой подъема до 101 м – 16 х 10 м
Иных документов, регламентирующих требования к нанесению разметки площадок, НСОПБ не найдено.
Пожарные проезды и подъездные пути должны обеспечивать возможность осуществления деятельности пожарных подразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций, а невозможность подъезда специальной техники приводит к невозможности тушения пожаров и эвакуации людей из горящего дома, что влечет за собой человеческие жертвы и колоссальные имущественные потери у жильцов.
Во многих регионах России в настоящее время уже реализуется комплекс мероприятий по содержанию площадок для разворота пожарной и другой специальной техники, внутридворовых проездов (подъездов) в исправном состоянии, демонтажу искусственных препятствий, в том числе железобетонных блоков, ограждений, с проезжей части внутридворовых проездов (подъездов), а также проводится работа по ликвидации парковок и стоянок автотранспорта, выносу самовольно размещенного движимого имущества, не позволяющего обеспечить беспрепятственный проезд (подъезд) пожарной и другой специальной техники к жилым домам.
Но, в первую очередь, нам, как жильцам многоквартирных домов, следует задуматься, сможем ли мы оправдаться перед самими собой за смерть наших детей из-за того, что нам негде было поставить машину!
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 22 июля 2008 года №123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», Законом Нижегородской области от 26 октября 1995 года № 16-З «О пожарной безопасности», постановлением Правительства Нижегородской области от 26 июня 2008 года № 253 «О дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и жилищного фонда на территории муниципальных образований Нижегородской области», постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2011 года № 203 «Об утверждении положения об организации обучения населения Нижегородской области мерам пожарной безопасности», распоряжением Правительства Нижегородской области от 01.12.2006 №1069-р «Об обеспечении свободного проезда и установки пожарной и специальной техники в случае возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций», распоряжением Правительства Нижегородской области от 11 июля 2006 года № 524-р «О дополнительных мерах по обеспечению пожарной безопасности жилищного фонда Нижегородской области», а также в целях обеспечения беспрепятственного проезда к многоквартирным домам специальной техники в случае возникновения пожара администрация города Нижнего Новгорода постановляет:
1. Рекомендовать руководителям организаций, независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами:
1.1. Содержать в надлежащем состоянии дороги, проезды и подъезды к многоквартирным домам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения.
1.2. Информировать собственников помещений многоквартирных домов о необходимости инициирования общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу оборудования площадок для установки пожарной и специальной техники на придомовых территориях, находящихся в границах межевания многоквартирного дома, в случае возникновения пожара (далее – оборудование площадок), в соответствии c рекомендациями (приложение). В случае принятия положительного решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме , организовать выполнение работ по оборудованию площадок.
1.3. Запретить стоянку автомобилей на крышках колодцев пожарных гидрантов.
1.4. При наличии шлагбаумов, ворот и иных ограничивающих въезд на придомовую территорию устройств, обеспечить следующие условия:
наличие круглосуточного дежурного персонала;
возможность открытия шлагбаума вручную в случае отключения электроэнергии.
1.5. Своевременно сообщать в подразделения пожарной охраны о проведении ремонтно-восстановительных работ, препятствующих проезду пожарной и специальной техники.
1.6. Организовать установку указателей направления объезда мест проведения ремонтно-восстановительных работ.
1.7. Принимать в установленном порядке меры по воспрепятствованию организации стоянок автотранспорта и иных объектов, размещенных с нарушением нормативных правовых актов и препятствующих проезду и установке пожарной и специальной техники в случае возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций.
1.8. Проводить в установленном порядке регулярную вырубку деревьев и кустарников, произрастающих в непосредственной близости от жилых домов, мешающих установке подъемных механизмов и беспрепятственному проезду пожарной и специальной техники.
2. Департаменту общественных отношений и информации администрации города Нижнего Новгорода (Раков С.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в официальном печатном средстве массовой информации – газете «День города. Нижний Новгород».
3. Департаменту правового обеспечения администрации города Нижнего Новгорода (Филиппова Н.О.) обеспечить размещение постановления на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Глава администрации города
к постановлению администрации города
от 01.02.2016 № 240
по обозначению указателями специальных разворотных площадок и мест установки пожарной техники
Устройство площадок для пожарной техники предназначено для обеспечения беспрепятственной установки пожарных автомобилей на водоисточники и доступа пожарных подразделений с автолестниц или автоподъемников в любое помещение или квартиру, находящиеся в нижнем пожарном отсеке.
Проезды к площадке должны соответствовать требованиям, предъявляемым к пожарному проезду в соответствии с разделом 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метров – при высоте здания или сооружения до 13 метров включительно, 4,2 метра – при высоте здания от 13 до 46 метров включительно, 6 метров – при высоте здания более 46 метров . В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра , высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров , а в реконструируемых районах при застройке по периметру – не более чем через 180 метров . Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей. Уклон специальной площадки в местах установки автолестниц и автоподъемников должен быть не более 3 о . Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров . Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров .
Полотно дорожных одежд, а также грунт в месте установки основания выдвижной опоры (в том числе с подкладкой под опору) должны выдерживать давление соответствующего типа подъемного механизма.
Площадки для установки пожарной техники должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски устойчивой светоотражающей краской и устройства специальных дорожных знаков). Границы этих площадок должны быть обозначены сплошными линиями красного цвета, а сами площадки – чередующимися наклонными под углом 45-60 градусов полосами красного сигнального и белого контрастного цветов. Ширина линий и полос 50- 100 мм . Данная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток, регулярно обновляться, а в зимний период года очищаться от снега и льда.
Площадки для установки пожарной техники запрещается загромождать личным автотранспортом, мусорными контейнерами и т.п.
Площадка для установки основной пожарной техники представляет собой заасфальтированный участок улицы или пожарного проезда с размерами 10х4 метра.
Рекомендуемые размеры площадок для установки автолестниц и автоподъемников – 12х7 метров. Данные площадки должны располагаться на расстоянии 10 – 12 метров от зданий и сооружений, обеспечивая наибольший диапазон работы подъемных механизмов.
Специальные разворотные площадки и места установки пожарной техники необходимо оборудовать информационными знаками, размерами 25х50 см. На данных знаках белой краской на красном фоне размещается надпись «Разворотная площадка для специальной техники» или «Специальная площадка для установки пожарно-спасательной техники».
Шрифт надписей выполняется в соответствии с приложением Н ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний», где высоту шрифта Н следует принимать равной 3 см .
Места для установки специальной пожарной техники
Об обеспечении доступа пожарных подразделений, проезда и подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям
Письмом руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 июля 2018 года
№ 43-5040-19 Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) требует взять под личный контроль организацию работы органов местного самоуправления, экспертизы проектов и строительного надзора в части обеспечения доступа пожарно-спасательных подразделении, проезда и подъезда пожарной техники к зданиям и сооружениям, содержанию разворотных и специальных площадок, предназначенных для работы пожарных и спасателей.
Предлагаем обзор требований пожарной безопасности обеспечивающих выполнение поставленных задач.
В соответствии с требованиями статьи 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности целью создания которой является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности включает с себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. В соответствии со статьей 63, 90 технического регламента в качестве первичных мер обеспечения системы противопожарной защиты предусматривается обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, устройство к зданиям и сооружениям пожарных проездов, подъездных путей для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
Требования к устройству проездов и подъездов к зданиям и сооружениям регламентируются разделом 8 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
8.1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:
— с двух продольных сторон — к зданиям и сооружениям класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой 28 и более метров, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, Ф3, Ф4.2, Ф4.3, Ф.4.4 высотой 18 и более метров;
— со всех сторон — к зданиям и сооружениям классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1.
Класс функциональной пожарной опасности определяется в соответствии со статьей 32 технического регламента.
8.2. К зданиям и сооружениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:
— с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 метров;
— с двух сторон — при ширине здания или сооружения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
8.3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям и сооружениям в случаях:
— меньшей высоты, чем указано в пункте 8.1;
— двусторонней ориентации квартир или помещений;
— устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.
8.4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
8.5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий и сооружений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям и сооружениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий и сооружений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.
8.6. Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее:
— 3,5 метров — при высоте зданий или сооружения до 13,0 метров включительно;
— 4,2 метра — при высоте здания от 13,0 метров до 46,0 метров включительно;
— 6,0 метров — при высоте здания более 46 метров.
8.7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.
8.8. Расстояние от внутреннего края проезда до стены здания или сооружения должно быть:
для зданий высотой до 28 метров включительно — 5 — 8 метров;
для зданий высотой более 28 метров — 8 — 10 метров.
8.9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.
8.10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.
8.11. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров.
8.12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).
8.13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
8.14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях и сооружениях располагаются на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий и сооружений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.
8.15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.
8.16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
8.17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям и сооружениям на расстояние не более 50 метров.
8.18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов — не менее 3,5 метра.
Обращаем внимание, что Правилами противопожарного режима в Российской федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, ответственность за исправное состояние дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам возложена на руководителя организации.
При проведении ремонтных работ дорог или проездов, связанных с их закрытием, руководитель организации, осуществляющей ремонт (строительство), предоставляет в подразделение пожарной охраны соответствующую информацию о сроках проведения этих работ и обеспечивает установку знаков, обозначающих направление объезда, или устраивает переезды через ремонтируемые участки дорог и проездов.
Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и автомобилей организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
У въездов на территорию строительных площадок, гаражных кооперативов, а также садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан вывешиваются схемы с нанесенными на них въездами, подъездами, пожарными проездами и местонахождением источников противопожарного водоснабжения.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года.
Запрещается стоянка автотранспорта на крышках колодцев пожарных гидрантов.
Места для установки специальной пожарной техники
XIII. Требования охраны труда при эксплуатации
и техническом обслуживании пожарной техники
89. Пожарная техника предназначена для использования личным составом пожарной охраны при тушении пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.
90. Пожарная техника поставляется в подразделения пожарной охраны с сертификатом соответствия, сертификатом пожарной безопасности и подлежит учету с момента поступления в подразделения пожарной охраны. Она маркируется с указанием инвентарного номера, который не меняется в процессе эксплуатации на весь период ее нахождения в подразделении пожарной охраны.
91. Пожарная техника, не имеющая инвентарного номера и даты испытания, считается неисправной и снимается с расчета.
92. Ответственными за безопасность проведения работ при эксплуатации, техническом обслуживании и испытании пожарной техники являются начальники подразделений пожарной охраны, обеспечивающих проведение технического обслуживания и испытаний согласно требованиям технической документации завода-изготовителя.
93. К управлению и эксплуатации мобильных средств пожаротушения не допускаются лица, не прошедшие специальную подготовку.
94. Техническое состояние пожарной техники должно отвечать требованиям технической документации завода-изготовителя. В процессе эксплуатации запрещается вносить изменения в конструкцию пожарной техники.
При поступлении в подразделения новых, наукоемких образцов пожарно-технической продукции проводится ознакомление и инструктаж личного состава под роспись в журнале инструктажей с последующей проверкой знаний правил охраны труда при обращении с ними.
95. Осмотр и проверка работоспособности пожарной техники проводятся закрепленным за ней личным составом пожарной охраны при заступлении на дежурство.
К работе на пожарных автомобилях с электроэнергетическими агрегатами допускаются лица, прошедшие обучение безопасным методам работы на электроустановках, имеющие группу по электробезопасности не ниже III.
96. При заступлении на дежурство проверяется целостность и надежность крепления подножек, поручней, рукояток, исправность замков, дверей и отсеков, техническое состояние пожарного автомобиля, заправка горюче-смазочными материалами и огнетушащими веществами.
97. Доступ к оборудованию, инструменту и пультам управления, размещенным в отсеках и на платформах пожарного автомобиля, выполняется безопасным. Крыши и платформы пожарных автомобилей имеют настил с поверхностью, препятствующей скольжению, и высоту бортового ограждения у крыш кузовов не менее 100 мм.
98. Двери кабины пожарного автомобиля, а также дверцы отсеков кузова пожарного автомобиля снабжаются автоматически запирающимися замками, удерживающимися в закрытом положении и фиксирующимися в открытом положении.
99. Дверцы отсеков кузова пожарного автомобиля оборудуются устройством, подающим сигнал об их открытии на щит приборов кабины водителя.
Дверцы отсеков кузова пожарного автомобиля, открывающиеся вверх, фиксируются на высоте, обеспечивающей удобство и безопасность при эксплуатации.
100. С наступлением отрицательных температур напорные патрубки и сливные краны пожарного насоса держатся открытыми и подлежат закрытию только при работе пожарного насоса на пожаре и проверке его на «сухой» вакуум.
101. При техническом обслуживании пожарного автомобиля на пожаре (учении) водитель выполняет следующее:
1) устанавливает пожарный автомобиль на расстояние, безопасное от воздействия огня (теплового излучения) и не ближе 1,5 — 2,5 м от задней оси до водоисточника;
2) выбирает остановочную площадку с наименьшим углом перепада высот между передней и задней осью колес пожарного автомобиля;
3) устанавливает противооткатные упоры для колес пожарного автомобиля;
4) не допускает резких перегибов всасывающих пожарных рукавов; при этом всасывающая сетка полностью погружается в воду и находится ниже уровня воды, но не ниже 200 мм;
5) смазывает подшипники и сальники при работе пожарного насоса (по необходимости);
6) проверяет на подтекание соединения и сальники насоса, выкидные вентили, а также системы охлаждения двигателя (основную и дополнительную), масло из двигателя, коробки переключения передач, коробки отбора мощности, жидкость из узлов и систем гидравлических приводов;
7) следит, чтобы температура воды в системе охлаждения двигателя пожарного автомобиля была на уровне 80 — 95 °C, а также за давлением масла в двигателе. При средних оборотах двигателя пожарного автомобиля давление должно быть не менее 2,0 кг/см 2 ;
8) промывает чистой водой в случае подачи пены все внутренние полости пожарного насоса и проходные каналы пеносмесителя;
9) открывает краны и выпускает воду из рабочей полости насоса по завершении работы, после чего их закрывает.
102. После возвращения с пожара (учения) под контролем и при непосредственном участии начальника (руководителя) караула (дежурной смены) осуществляется приведение техники и личного состава в готовность к выезду.
Проводятся следующие мероприятия:
водители проводят дозаправку автомобилей горюче-смазочными материалами (при заправке за пределами подразделения на пожарном, аварийно-спасательном автомобиле выезжает весь личный состав караула (дежурной смены);
личный состав караула (дежурной смены) проводит замену неисправного пожарного инструмента и аварийно-спасательного оборудования, заправку пожарных автомобилей огнетушащими веществами;
водители и личный состав проводят техническое обслуживание пожарной и аварийно-спасательной техники;
начальник (руководитель) караула (дежурной смены) докладывает о готовности караула (дежурной смены) к выполнению задач по предназначению.
103. К работе на диагностических стендах с приспособлениями и приборами допускаются операторы, имеющие соответствующий допуск для работы на них.
104. Пульты управления, аппаратные шкафы, блоки барабанов, роликов и другое электротехническое оборудование поста диагностики подлежат заземлению.
105. Перед техническим обслуживанием, ремонтом или монтажом узлов с электрооборудованием с диагностических стендов снимается (отключается) электрическое напряжение.
106. При подготовке к работе проверяется:
1) крепление узлов и деталей;
2) наличие, исправность и крепление защитных ограждений и заземляющих проводов;
3) исправность подъемных механизмов и других приспособлений;
4) достаточность освещения рабочего места и путей движения пожарного автомобиля.
107. Во время работы диагностических стендов запрещается:
1) работать при снятых защитных кожухах, щитах, ограждениях;
2) открывать пульт управления, доводить частоту оборотов вращения ротора электрической машины выше допустимого значения.
108. При проведении диагностики пожарный автомобиль устанавливается и закрепляется на диагностическом стенде оператором. Закрепление пожарного автомобиля на диагностическом стенде осуществляется фиксирующим устройством и упорами (башмаками), которые подкладываются под оба передних или оба задних колеса. Во время работы двигателя пожарного автомобиля на диагностическом стенде отработанные газы из глушителя принудительно отводятся через вытяжное устройство с использованием накидного шланга или безшланговым методом (вытяжной вентиляцией). Выезд пожарного автомобиля с диагностических стендов осуществляет оператор при опущенном пневмоподъемнике или застопоренных барабанах, при этом датчики приборов отключаются и снимаются с агрегатов, а вытяжное устройство отработанных газов отводится в сторону.
109. Для удаления медно-графитовой пыли один раз в месяц открываются люки, крышки электрических машин и продуваются сжатым воздухом контактные кольца, щетки и щеткодержатели.
В конце смены следует обесточить диагностический стенд рукояткой блок-предохранитель-рубильник, закрыть краны топливных баков, топливомеров, перекрыть вентиль подачи сжатого воздуха.
110. При подключении прибора для замера расхода топлива (расходомера) необходимо соблюдать осторожность, избегая разлива или разбрызгивания топлива. При длительных перерывах в работе топливо из стеклянных расходомеров и резиновых трубопроводов сливается.
111. При стендовом диагностировании запрещается:
1) находиться в осмотровой канаве и стоять на пути движения пожарного автомобиля в момент въезда его на диагностический стенд и съезда с него;
2) находиться посторонним лицам в осмотровой канаве во время диагностирования пожарного автомобиля, стоять на барабанах (роликах) диагностического стенда;
3) касаться вращающихся частей трансмиссий пожарного автомобиля и тормозной установки во время работы диагностического стенда;
4) производить диагностирование пожарного автомобиля при неисправном электрооборудовании диагностического стенда;
5) включать соединительные муфты до полной остановки электротормозного стенда и беговых барабанов;
6) производить контроль диагностических параметров, связанных с вращением барабанов стенда, без находящегося за рулем пожарного автомобиля оператора;
7) работать на диагностическом стенде до полной фиксации пожарного автомобиля;
8) вскрывать задние стенки пультов управления и регулировать устройства и приборы диагностического стенда при включенном рубильнике электроснабжения;
9) производить диагностирование пожарного автомобиля на ходу при неподключенном заборнике отработанных газов и выключенной приточно-вытяжной вентиляции.
112. Помещения диагностики пожарной техники обеспечиваются огнетушителями, индивидуальными средствами защиты, аптечками первой помощи, бачками (фонтанчиками) для питьевой воды.
113. Запрещается проведение испытаний тормозных механизмов на ходу внутри помещения диагностики.
114. Работа двигателя пожарного автомобиля проверяется при включенном ручном тормозе, нейтральном положении рычага коробки переключения передач и, в случае проведения проверки в гараже, подключенной к газоотводу выхлопной системы.
115. Труднодоступные точки на пожарном автомобиле смазываются с использованием наконечников, соединенных с пистолетами гибкими шлангами, или наконечников с шарнирами.
116. При проверке уровня масла в агрегатах для освещения применяются переносные лампы с защитным кожухом напряжением не выше 36 В или электрические фонари. Запрещается пользоваться открытым огнем.
117. При техническом обслуживании и ремонте пожарной техники используются исправные инструмент и приспособления, соответствующие своему назначению.
118. После установки пожарного автомобиля на смотровой канаве на рулевом колесе укрепляют табличку: «Двигатель не запускать — работают люди».
119. При необходимости выполнения работ под автотранспортным средством, находящимся вне смотровой канавы, подъемника, эстакады, личный состав обеспечивается лежаками.
120. При техническом обслуживании и ремонте пожарной техники запрещается:
1) наращивать гаечные ключи другими ключами или трубками, использовать прокладки между зевом ключа и гранями болтов и гаек, ударять по ключу при отвертывании или завертывании;
2) применять рычаги или надставки для увеличения плеча гаечных ключей;
3) выбивать диски кувалдой, производить демонтаж автомобильных шин с диска колеса путем наезда на него автомобилем;
4) пользоваться электроинструментом с неисправной изоляцией токоведущих частей или при отсутствии у них заземляющего устройства;
5) выполнять техническое обслуживание пожарного автомобиля при работающем двигателе, за исключением случаев проверки регулировки двигателя и тормозов;
6) обслуживать трансмиссию при работающем двигателе пожарного автомобиля;
7) выполнять какие-либо работы на пожарном автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях) без установки козелков (упоров);
8) подкладывать вместо козелков (упоров) диски колес, кирпичи и другие случайные предметы;
9) работать на станках и оборудовании без их заземления.
121. Крепежные операции выполняются с использованием преимущественно накидных или торцевых ключей. В труднодоступных местах при ограниченном угле поворота используются ключи с трещотками (храповым механизмом).
Запрещается вращать ключи вкруговую во избежание их возможных срывов и травм рук работника.
122. Шиномонтажные работы производятся съемником в предназначенном для этого месте. Накачивание смонтированной шины производится с применением устройств, предотвращающих вылет замочного кольца и не допускающих разрывы покрышки.
123. При работах, связанных с проворачиванием коленчатого и карданного валов, дополнительно проверяется выключение зажигания, рычаг коробки переключения передач устанавливается в нейтральное положение, освобождается рычаг стояночного тормоза, после чего стояночный тормоз затягивается и вновь включается низшая передача.
124. Техническое обслуживание и ремонт агрегатов проводятся при использовании стендов, соответствующих своему назначению.
125. Корпуса электродвигателей, станков и оборудования, а также пульты управления заземляются.
126. Пожарный автомобиль оснащается аптечкой, укомплектованной в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации.
Места для установки специальной пожарной техники
БРЯНСКАЯ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 2018 года N 3953-п
О мерах по обеспечению беспрепятственного подъезда, проезда и установки пожарной и другой специальной техники к объектам жилого и иного назначения на территории города Брянска
1. Районным администрациям города Брянска (Кошарный, Колесников, Демин, Антошин):
1.1. Во взаимодействии с Главным управлением МЧС России по Брянской области (Уваркин), Управлением МВД России по городу Брянску (Сударев):
— проводить работу с собственниками земельных участков и организациями, осуществляющими обслуживание жилого фонда города Брянска, по реализации комплекса мероприятий по содержанию площадок для разворота пожарной и другой специальной техники, внутридворовых проездов (подъездов) в исправном состоянии, демонтажу искусственных препятствий, в том числе железобетонных блоков, ограждений, с проезжей части внутридворовых проездов (подъездов);
1.2. Оказывать содействие организациям, независимо от формы собственности, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами в работе по ликвидации парковок и стоянок автотранспорта, выносу самовольно размещенного движимого имущества, не позволяющего обеспечить беспрепятственный проезд (подъезд) пожарной и другой специальной техники к жилым домам, зданиям иного назначения, и размещенных с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Брянской области.
2. Управлению по строительству и развитию территории города Брянска (Конынаков):
2.1. При выдаче разрешения на строительство объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, учитывать соответствие входящей в состав проектной документации схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и подходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также красным линиям.
2.2. Рекомендовать проектным организациям при разработке проектов планировки, межевания территории города Брянска, реконструкции и благоустройства территорий, прилегающих к жилым домам и объектам иного назначения, предусматривать увеличение ширины внутридворовых и межквартальных проездов для обеспечения разъезда встречного автотранспорта, а также обеспечение беспрепятственного проезда (подъезда) пожарной и другой специальной техники к жилым домам, устройства площадок для установки пожарной и другой специальной техники и стоянок автотранспорта на придомовой территории.
3. Просить Главное управление МЧС России по Брянской области (Уваркин), Управление МВД России по городу Брянску (Сударев) обеспечить участие своих представителей в комиссионных обследованиях, указанных в подпункте 1 пункта 1 настоящего постановления.
4. Рекомендовать руководителям организаций, независимо от формы собственности, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами:
4.1. При решении вопросов, связанных с благоустройством, реконструкцией внутридворовых территорий, учитывать требования, предъявляемые к ширине проезжей части внутридворовых проездов, устройству площадок для разворота пожарной техники в конце тупиковых проездов, организации сквозных проездов вдоль жилых зданий и зданий иного назначения.
4.2. Совместно со старшими по домам проводить разъяснительную работу по соблюдению требований пожарной безопасности при благоустройстве и реконструкции внутридворовых территорий.
4.3. Информировать собственников помещений многоквартирных домов о необходимости инициирования общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу оборудования площадок для установки пожарной и другой специальной техники на придомовых территориях, находящихся в границах межевания многоквартирного дома, в случае возникновения пожара (далее — оборудование площадок), в соответствии с рекомендациями (приложение). В случае принятия положительного решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, организовать выполнение работ по оборудованию площадок.
4.4. Проводить информационно-разъяснительную работу с населением по вопросам обеспечения беспрепятственного проезда (подъезда) пожарной и другой специальной техники к жилым домам, содержания площадок для разворота пожарной техники, устройства площадок для установки пожарной и другой специальной техники и стоянок автотранспорта на придомовой территории.
4.5. Проводить мероприятия по содержанию внутридворовых проездов и подъездов к жилым домам в исправном состоянии, принимать меры по освобождению проезжей части внутридворовых проездов от препятствий, не позволяющих использовать их по предназначению.
4.6. Информировать районные администрации города Брянска о выявленных нарушениях соблюдения условий беспрепятственного проезда пожарной и другой специальной техники к жилым домам на территории города Брянска, принятых мерах в пределах своих полномочий по фактам выявленных нарушений.
4.7. Запретить стоянку автомобилей на крышках колодцев пожарных гидрантов.
4.8. При наличии шлагбаумов, ворот и иных ограничивающих въезд на придомовую территорию устройств, для своевременного и оперативного их открывания обеспечить выполнение следующих условий:
— наличие круглосуточного дежурного персонала или обеспечение указанных устройств системой автоматического открывания с запрограммированными в ее базу данных телефонных номеров пожарно-спасательных частей города Брянска;
— возможность открытия указанных ограничивающих устройств вручную в случае отключения электроэнергии.
4.9. Своевременно сообщать в подразделения пожарной охраны о проведении ремонтно-восстановительных работ, препятствующих проезду пожарной и другой специальной техники.
4.10. Организовать установку указателей направления объезда мест проведения ремонтно-восстановительных работ.
4.11. Принимать в установленном порядке меры по воспрепятствованию организации стоянок автотранспорта и иных объектов, размещенных с нарушением нормативных правовых актов и препятствующих проезду и установке пожарной и другой специальной техники в случае возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций.
4.12. Проводить в установленном порядке регулярную вырубку деревьев и кустарников, произрастающих в непосредственной близости от жилых домов, мешающих установке подъемных механизмов и беспрепятственному проезду пожарной и специальной техники.
5. Районным администрациям города Брянска (Кошарный, Колесников, Демин, Антошин) при введении на территории муниципального образования "город Брянск" режима чрезвычайной ситуации организовать эвакуацию движимого имущества, препятствующего ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также затрудняющего проезд пожарной и другой специальной техники к месту проведения аварийно-спасательных работ.
6. Настоящее постановление опубликовать в муниципальной газете "Брянск" и разместить на официальном сайте Брянской городской администрации в сети "Интернет".
7. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы городской администрации Хоменкова С.В.
Глава администрации
А.Н. Макаров
Приложение
к постановлению Брянской
городской администрации
от 19.12.2018 N 3953
Рекомендации по обозначению указателями специальных разворотных площадок и мест установки пожарной техники
Устройство площадок для пожарной техники предназначено для обеспечения беспрепятственной установки пожарных автомобилей на водоисточники и доступа пожарных подразделений с автолестниц или автоподъемников в любое помещение или квартиру.
Проезды к площадке должны соответствовать требованиям, предъявляемым к пожарному проезду в соответствии с разделом 8 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям". Ширина проездов для пожарной техники в зависимости от высоты зданий или сооружений должна составлять не менее 3,5 метров — при высоте здания или сооружения до 13 метров включительно, 4,2 метра — при высоте здания от 13 до 46 метров включительно, 6 метров — при высоте здания более 46 метров. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию и сооружению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду. Сквозные проезды (арки) в зданиях и сооружениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру — не более чем через 180 метров. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей. Уклон специальной площадки в местах установки автолестниц и автоподъемников должен быть не более 3 градусов. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники не менее чем 15 х 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
Полотно дорожных одежд, а также грунт в месте установки основания выдвижной опоры (в том числе с подкладкой под опору) должны выдерживать давление соответствующего типа подъемного механизма.
Площадки для установки пожарной техники должны обозначаться с помощью специальной пожарной разметки (за счет покраски устойчивой светоотражающей краской и устройства специальных дорожных знаков). Границы этих площадок должны быть обозначены сплошными линиями красного цвета, а сами площадки — чередующимися наклонными под углом 45-60 градусов полосами красного сигнального и белого контрастного цветов. Ширина линий и полос 50-100 мм. Данная разметка должна быть хорошо различима в любое время суток, регулярно обновляться, а в зимний период года очищаться от снега и льда.
Площадки для установки пожарной техники запрещается загромождать личным автотранспортом, мусорными контейнерами и т.п.
Площадка для установки основной пожарной техники представляет собой заасфальтированный участок пожарного проезда с размерами 10×4 метра.
Рекомендуемые размеры площадок для установки автолестниц и автоподъемников — 12 х 7 метров. Данные площадки должны располагаться на расстоянии 5-10 метров от зданий и сооружений, обеспечивая наибольший диапазон работы подъемных механизмов.
Специальные разворотные площадки и места установки пожарной техники необходимо оборудовать информационными знаками, размерами 25×50 см. На данных знаках белой краской на красном фоне размещается надпись "Разворотная площадка для специальной техники" или "Специальная площадка для установки пожарно-спасательной техники".
Шрифт надписей выполняется в соответствии с приложением Н ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний", где высоту шрифта Н следует принимать равной 3 см.
Главный специалист отдела оперативного
планирования МКУ "Управление
по делам ГОЗНТЧС города Брянска"
М.Ю. Стаканов
И.о. начальника МКУ "Управление
по делам ГОЗНТЧС города Брянска"
А.П. Голик