Охрана труда
Охрана труда
Охрана труда в горно-геологической отрасли → Эксплуатация горного оборудования
Основные требования правил безопасности при устройстве и технической эксплуатации шахтных стационарных установок. Подъёмные установки — Сроки оснащения ограничителями
Сроки оснащения ограничителями скорости лебедок и малых машин действующих наклонных людских подъемных установок в подземных выработках устанавливаются организацией (предприятием) по согласованию с органом Ростехнадзора. До обеспечения ограничителями скорости контроль ограничения скорости разрешается производить в одной — двух точках участка замедления;
в) амортизирующими устройствами,
устанавливаемыми на копре и в зумпфе ствола с многоканатной подъемной установкой, кроме реконструируемых установок с подъемными машинами, устанавливаемыми на земле.
Шахтные подъемные установки должны быть оборудованы следующими защитными и блокировочными устройствами:
а) максимальной и нулевой защитой, действующей при перегрузке электродвигателя и отсутствии напряжения;
б) защитой от провисания струны и напуска каната в стволе;
в) блокировкой предохранительных решеток стволов на приемных площадках, включающей сигнал «стоп» у машиниста при открытых решетках и не допускающей открывания решеток при отсутствии клети на приемной площадке горизонта;
г) блокировкой, позволяющей включить двигатель после переподъема сосуда только в направлении ликвидации переподъема;
д) дуговой блокировкой между контакторами реверса, а также блокировкой динамического торможения;
е) блокировкой, предотвращающей снятие предохранительного тормоза, если рукоятка рабочего тормоза не находится в положении «заторможен», а рукоятка аппарата управления (контроллера) — нулевом положении;
ж) блокировкой, обеспечивающей при проходке ствола остановку бадьи за 5 м до подхода ее к рабочему полку во время возведения крепи и при подходе к забою ствола;
з) защитой от зависания сосудов в разгрузочных кривых;
и) блокировкой от скольжения канатов;
к) блокировкой, обеспечивающей при проходке и углубке ствола остановку бадьи за 10 м до подхода ее к закрытой ляде;
л) устройством, подающим сигнал стволовому или машинисту при выдергивании тормозных канатов в месте их крепления в зумпфе;
м) устройством, подающим сигнал машинисту при недопустимом поднятии петли уравновешивающего каната;
н) дублирующим ограничителем скорости, если основной ограничитель не имеет полного самоконтроля. Это требование распространяется только на людские и грузо-людские подъемные установки. Сроки замены основного или установки дублирующего ограничителя устанавливаются организацией (предприятием);
о) блокировкой от чрезмерного износа тормозных колодок, срабатывающей при увеличении зазора между ободом барабана и тормозной колодкой более чем на 2 мм. Это требование не распространяется на грузовые подземные и проходческие лебедки;
п) устройством сигнализации о зависании направляющей рамки бадьевого подъема;
р) устройством, сигнализирующим машинисту о положении качающихся площадок и посадочных кулаков;
с) автоматическим звонком, сигнализирующим о начале периода замедления.
В каждой подъемной машине и лебедке должно быть предусмотрено рабочее и предохранительное механическое торможение с независимым друг от друга включением привода.
В проходческих лебедках и лебедках для спасательных лестниц должны быть предусмотрены: маневровый тормоз на валу двигателя или на промежуточном валу, предохранительный тормоз, стопорное храповичное устройство на барабане (храповичный останов) и блокировка, исключающая пуск электродвигателя, в направлении спуска груза при включенных предохранительном тормозе и стопорном устройстве.
В стволах шахт, где расположено несколько подъемных установок, на пульте управления каждой из них должна находиться кнопка одновременного аварийного отключения всех подъемных машин.
Каждая подъемная машина должна иметь исправно действующие:
а) самопишущий скоростемер (для машин со скоростью более 3 м/с);
б) амперметры и вольтметры в цепи главного тока и электродинамического торможения;
в) манометры, показывающие давление сжатого воздуха или масла в тормозной системе.
На случай поломки подъемной машины или застревания клетей в стволе должны быть оборудованы аварийно-ремонтные подъемные установки.
Для шахт глубиной до 100 м допускается применение для этой цели ручных лебедок, оборудованных тормозами и храповичным остановом.
При проходке и углубке стволов на случай аварии с подъемом необходимо иметь подвесную лестницу (прикреплённую к канату лебёдки) длиной, обеспечивающей размещение на ней одновременно всех рабочих наибольшей по численности смены.
Запрещается переход людей через подъемные отделения ствола.
При каждой подъемной машине должны быть следующие документы [3]:
а) паспорта подъемной машины, редуктора, сосудов, прицепных и парашютных устройств;
б) детальная схема тормозного устройства с указанием основных размеров;
в) исполнительные электрические схемы (принципиальные, монтажные);
г) схема парашютных устройств с контролируемыми размерами;
д) инструкция для машинистов подъемных установок;
е) прошнурованные журналы («Журнал записи результатов осмотра подъемной установки», «Журнал записи результатов осмотра подъемных канатов и их расхода», «Журнал приемки и сдачи смен машинистами подъемных машин»);
ж) график работы подъема, утвержденный главным инженером шахты, с указанием времени, необходимого для производства ежесуточных осмотров подъемной установки;
з) регламентные карты по техническому осмотру и ремонту подъемной установки.
Схема тормозного устройства, принципиальная исполнительная электрическая схема, схема парашютных устройств и инструкция для машиниста должны быть вывешены в машинном помещении в рамках под стеклом.
Все вновь создаваемые защитные и предохранительные устройства должны соответствовать требованиям промышленной безопасности, иметь Соответствующий сертификат установленного образца и быть изготовлены организациями, имеющими лицензию на осуществление данного вида деятельности, выданную Ростехнадзором России.
Меры безопасности при техническом обслуживании и ремонте механического оборудования подъёмной машины
Соединительные муфты, ременные, цепные и зубчатые передачи подъемной машины должны быть закрыты защитными кожухами (щитками). В машинном отделении все ямы, проемы в полах, переходы, лестницы и остики должны быть ограждены перилами, а каналы -скрыты стальными листами и бетонными плитами.
Все работы, связанные с ремонтом, и наладкой тормозного устройства, следует проводить при надежно остопоренной подъемной установке. Для этого необходимо дорожние подъемные сосуды поставить на перекрытия ствола, закрепить многоболтовым зажимом канат (канаты) подъемного сосуда, находящегося внизу, и застопорить барабан (приводной шкив) стопором.
Во время проверки работы тормозных устройств запрещается находиться под грузами и рычагами, чтобы при включении тормоза не получить травму.
Запрещается ремонтировать на ходу движущиеся и вращающиеся узлы подъемных машин.
Запрещается одновременно вести работы на двух уровнях (на барабане и в подвале) с одной стороны барабана.
Для выполнения такелажных работ надо применять надежные испытанные подъемные средства. Такелажные работы производить под наблюдением лица технического надзора.
Строповку грузов следует производить в соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденными Ростехнадзором России.
Строповку крупногабаритных грузов необходимо производить за специальные устройства, строповочные узлы или обозначенные места в зависимости от положения центра тяжести и массы груза.
На рис. 1 в качестве примера представлены схемы возможной строповки элементов исполнительного органа тормоза, а на рис. 2 — крышек и вкладышей подшипников, полумуфт и других элементов. Демонтированные элементы удалять из зоны работы.
Рис. 1. Схема строповки элементов исполнительного органа тормоза: 1 -1 вариант; 2 — II вариант.
При перемещении грузов запрещается: находиться под грузом или на нем, оставлять груз длительное время на весу, применять для оттяжки канаты с перетертыми прядями.
Перед подъемом тяжелого груза его необходимо приподнять, на 50 — 100 мм и проверить состояние строповки.
Узлы смазывать при неработающей подъемной машине или агрегате. Течь масла из узлов не допускается. Пролитое масло немедленно удалять. Не допускается проводить подтягивание соединений, сварочные и другие виды работ на установленных в системе пневмопривода пневмолиниях и других элементах, находящихся под давлением.
Работы по ремонту пневмоприводов и устройств следует выполнять только после полного снятия давления в системе и отключения от сети электропитания с обязательным вывешиванием в местах отключения предупредительных плакатов. Оборудование отключается и подключается к электросети с разрешения технического надзора и после установки на местах всех оградительных и предохранительных устройств [12].
Системы защиты шахтных подъемных установок от аварийных ситуаций
Единые правила безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений полезных ископаемых подземным способом.
Корнякова М.В. «Защита шахтных подъемных установок от динамических нагрузок при зависании подъемных сосудов в стволе» кандидатская диссертация, ИрГТУ, 2000г.
Кипервассер М.В., «Защита шахтных подъемов от напуска каната», кандидатская диссертация, Кемерово, 1995.
Степанов А.Г. «Динамика машин»
Степанов А.Г. «Рудничные подъемные установки»
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
по научной специальности
Тема: «СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ШАХТНЫХ ПОДЪЕМНЫХ УСТАНОВОК ОТ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ»
Выполнил: Выпускник 2003г., гр. ГА-98-1, Купченко П.С.
Научный руководитель: профессор Чудогашев Е.В.
Одним из ответственных технологических объектов угольных и рудных шахт являются подъемные установки. От их работоспособности зависит не только объем добычи полезного ископаемого, но и нормальное функционирование, и безопасность работы всей шахты в целом.
Надежная и безотказная работа подъемной установки зависит от качественной наладки и правильного обслуживания электромеханического комплекса подъемной установки.
Для обеспечения безопасной эксплуатации подъемных установок, своевременного обнаружения нарушений в режимах работы и принятия, необходимых мер по предупреждению аварий применяют систему защит и блокировок.
Средства защиты появились одновременно с появлением шахтных подъемных установок (ШПУ) и совершенствовались параллельно с ними.
Большие работы по совершенствованию конструкции Шахтных подъемных машин и аппаратуры управления проводятся на заводах им.15-летия ЛКСМУ (г.Донецк), НКМЗ (г.Краматорск), «Красный металлист» (г.Конотоп), «Шахтная автоматика» (г.Прокопьевск) и др.
Над созданием современных аппаратов управления и защиты работают коллективы институтов «Гипроуглеавтоматизация», ЦКБ Электропривод ВНИИЗМ, Автоматуглерудпром, ВНИИВЭ и др.
За рубежом исследованиями по совершенствованию и разработке шахтного подъема занят ряд крупнейших фирм и предприятий: AEG, «Сименс-Шуккерт» (ФРГ), «Дженерал-Электрик» (Англия), ASEA (Швеция), «ЧКD-Прага» (Чехословакия) и др.
Данные по горнорудной промышленности за 1998-99гг., говорят о том, что угольная и горнорудная промышленность остаются опасными по аварийности. Главной причиной аварий, согласно выводом Госгортехнадзора, является неудовлетворительное техническое состояние оборудования. Износ оборудования составляет 90%, а в ряде случаев превышает все 100%. Шахтные подъемные установки на большинстве горных предприятий полностью выработали свой ресурс, а треть требует немедленной замены.
Одной из наиболее часто встречающейся аварий является зависание опускающегося сосуда в стволе шахты и как следствие, при дальнейшем вращении барабана и сматывании каната на сосуд- напуск каната. Эта авария опасна тем, что при внезапном освобождении зависшего сосуда резко выбирается образовавшийся напуск каната, что может привести к его обрыву, т.е. к аварии, простою подъема, а на людских подъемах и к гибели людей. Если даже зависший сосуд и не сорвется, то продолжающийся сматываться канат может попасть в отделение соседнего сосуда и появляется опасность его обрыва поднимающимся сосудом.
Причинами зависания сосуда в стволе могут быть: неудовлетворительное состояние направляющих устройств, нарушение армировки ствола, обмерзание разгрузочных кривых и устья ствола шахты, попадание элементов крепления горных выработок в транспортируемый груз, ложное срабатывание парашюта.
Свой вклад в решение вопросов защиты ШПУ от напуска каната при зависании сосуда в стволе внесли И.Н. Латыпов, А.Ф. Абросимов, В.С. Бескопылый, А.А. Белоцерковский, С.Б. Годзданкер, И.И. Пущанская, В.И. Савин, А.Д. Динкель, В.Е. Католиков, Н.В. Шапочка, М.В. Кипервассер, Н.Г. Огнев, М.М. Шамсутдинов, И.А. Багаутдинов, А.В. Прахов и др.
Применяемые в настоящее время устройства защиты от напуска каната контролируют момент зависания подъемного сосуда по изменению усилий в отдельных частях подъемной установки, положению сосудов в стволе, скорости вращения (движения) отдельных элементов, прогибу струны каната.
Анализ и обзор устройств защит от напуска каната
Каждая подъемная установка за исключением, установок со шкивами трения и наклонных грузовых подъемов, должна быть оборудована защитой от провисания струны и напуска каната.
Провисание струны каната 1 (рис. 1,а) происходит, когда опускающийся сосуд 2 зависает в стволе на глубине ( ) меньшей по величине, чем длина струны каната ( ) от барабана 3 до шкива 4. Т.е. вес струны каната не позволяет канату сматываться через шкив в ствол.
П
ри напуске каната (рис.1,б) сосуд зависает на глубине большей по величине длины струны каната ( ). Т.е. вес подъемного каната, от места зависания до шкива, будет позволять ему сматываться с последнего и опускаться на сосуд образуя напуск.
Явление зависания опасно тем, что при внезапном освобождении сосуда резко выбирается образовавшийся провис или напуск каната, что может привести к его обрыву.
Поэтому необходимо контролировать момент зависания сосуда и в случае его появления подавать сигнал на включение предохранительного тормоза и остановку подъемной машины.
Контроль момента зависания подъемного сосуда в стволе шахты может осуществляться следующими измерениями: провиса струны каната между барабаном и копровым шкивом; скорости вращения (движения) отдельных элементов, усилия в отдельных элементах, положения подъемного сосуда в стволе, тока якоря приводного двигателя барабана.
Проанализируем эти методы контроля зависания с точки зрения их достоинств, недостатков и области применения.
Устройства защиты и контроля провисания струны каната
Практика шахтного подъема показала, что, часто, ослабление каната происходит в результате зависания подъемного сосуда в разгрузочных кривых. При этом вращение подъемной машины в сторону зависшего в кривых сосуда всегда сопровождается провисанием струны каната и обнаруживается по принципу механического воздействия струны на специальную конструкцию установленную под ней.
Такие устройства, которые называются как «подканатная рейка», измеряют прогиб струны каната между барабаном и копровым шкивом. Их можно подразделить на две группы:
с жестким элементом, воспринимающим вес каната;
с гибким элементом, воспринимающим вес каната.
К первой группе относится устройство Горловского наладочного управления (рис. 2), которое получило наибольшее распространение.
Пластины 4 включают в последовательную цепь, состоящую из катушки электромагнитного реле времени 6 и выпрямительного моста 7. При провисании канат 5 ложится на проводник 2 и отжимает его от пластин 4. В результате размыкается цепь питания реле 3 и включается предохранительный тормоз.
Реле защиты имеет выдержку времени, которая предотвращает ложное срабатывание защиты при колебаниях подъемного каната.
Комплект защиты состоит из двух подканатных конструкций, устанавливаемых под каждым из подъемных канатов в проемах здания.
Применение защитного устройства Горловского наладочного управления резко сократило число аварий, связанных с зависанием сосуда в разгрузочных кривых.
В тоже время имеют место случаи отказа защиты по следующим причинам:
неправильной установкой подканатной конструкции опущенной слишком низко, в результате чего при напуске канат ложится на проем не воздействуя на подканатную конструкцию;
маленькой выдержкой времени и частых ложных срабатываний защиты из-за колебаний каната;
деформации и изгиба трубы-проводника из-за ударов каната в результате колебаний при предохранительном торможении.
Недостаток, связанный с последним пунктом привел к созданию подканатной конструкции с гибким элементом (рис.3).
Провисание струны каната 1, контролируется с помощью тросика 2, переброшенного через шкив 3. На нижнем конце тросика закреплен груз 4, а также сквозная втулка 5 с упором. Специальное реле содержит два последовательно соединенных гибких контакта 6 и 7. В рабочем режиме рычаг 9, устанавливается в промежуточном положении и контакты 6 и 7 замыкают цепь питания реле времени 9. Если подъемный канат ложится на тросик, то втулка с упором 5 перемещается вверх. Рычаг 8 под действием пружины 10 поднимаясь размыкает контакт 6 в цепи питания реле времени 9, которое с выдержкой времени (для защиты от ложного срабатывания) разомкнет свои контакты в цепи управления.
В данном устройстве принципиально продуман вопрос его самоконтроля. Так, если тросик обрывается выше втулки, то под действием груза 4 рычаг реле смещается вниз и размыкает контакт 7. При обрыве тросика ниже втулки под действием пружины 10 разомкнется контакт 6.
Кроме того, рассматриваемое устройство не вызывает затруднений при замене подъемного каната, т.к. для вывода его из работы достаточно сбросить трос со шкива, а после замены каната снова надеть тросик на шкив (контакт реле на это время шунтируется).
Положительными качествами рассматриваемой конструкции подканатной защиты являются:
высокая надежность (вероятность ее повреждения при сильных биениях струны каната весьма незначительная);
простота настройки и обслуживания;
высокая чувствительность (для уверенного срабатывания достаточно прогиба горизонтального участка тросика на 0,5-1,0 см.);
возможность включения контактов реле непосредственно в цепь защиты или коммутирования цепей напряжением 220 В.
Недостатком данного устройства защиты, является то, что для избежания отказов необходима ее периодическая не реже двух раз в месяц, проверка с осуществлением естественного напуска и ограниченность ее действия по глубине ствола.
НПАОП 10.0-5.33-76. Инструкция по технике безопасности при техническом обслуживании и ремонтеоборудования вертикальных стволов шахт (54530)
Направляю, для исполнения Инструкцию по технике безопасности при техническом обслуживании и ремонте оборудования вертикальных стволов шахт, разработанную ИГМТК им. М.М.Федорова в соответствии с приказом Министра и Председателя Госгортехнадзора СССР от 16.04.74 г № 157/42 (приложение).
Обязываю обеспечить контроль за выполнением требований «Инструкции по технике безопасности при техническом обслуживании и ремонте оборудования вертикальных стволов шахт»
Приложение к директивному письму Минуглепрома СССР от 21.07.76 № Д-121
по технике безопасности при техническом обслуживании и ремонтеоборудования вертикальных стволов шахт
Министерство угольной промышленности СССРИсх. № Д-130От 08.06.78н
О частичном изменении и дополнении инструкции по технике безопасности притехническом обслуживании и ремонте оборудования вертикальных стволов шахт
Увеличение мощности угольных предприятий, глубины разработки полезного ископаемого и интенсификация производства определят высокие требования к надежной и безопасной работе подъемного комплекса. Безотказная работа подъемных установок может быть обеспечена своевременным и качественным выполнением необходимого объема работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования ствола и подъемных машин. Особое внимание при этом должно уделяться вопросам безопасности при проведении технического обслуживания я ремонта оборудования вертикальных стволов шахт. К оборудованию вертикальных стволов относится жесткая и гибкая армировка, тормозные канаты, посадочные, загрузочные и разгрузочные устройства, трубопроводы и кабельные линии.
В техническое обслуживание оборудования ствола входит контроль технического состоящая, осмотр, замена отдельных: деталей и узлов крепления, смазка трущихся деталей, уборка посторонних предметов с армировки и устранение других мелких неисправностей.
В состав работ по ремонту включается частичное или полное восстановление оборудования ствола или его замена.
В инструкции определены основные требования к организации и приведению безопасного технического обслуживания и ремонта оборудования вертикальных стволов шахт.
Инструкция разработана на основе требований «Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах», «Правил технической эксплуатации угольных и сланцевых шахт», нормативной литературы опыта работы угольных шахт. Она подготовлена взамен ранее действовавшей «Инструкции по безопасным методам работы для электрослесарей подъемных установок и рабочих по осмотру и ремонту шахтных стволов» (1966 г.).
Инструкция предназначена для инженерно-технических работников и рабочих по техническому обслуживании в ремонту оборудования вертикальных отводов шахт (шахтоуправлений), а также для специалистов, занятых разработкой проектов производства работ в стволах.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГОТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ОБОРУДОВАНИЯВЕРТИКАЛЬНЫХ СТВОЛОВ ШАХТ
- Общие положения
- Техническое обслуживание и ремонт крепи, лестничного отделения, зумпфа и
других элементов ствола какгорнотехнического сооружения со всеми его
сопряжениями должна выполнять производственная служба, шахты по планам и графикам, утвержденным главным инженером шaxты.
Ответственным лицом за безопасное состояние и ремонт ствола, а также за соблюдение графика работы подъемного комплекса является главный инженер шахты.
- Техническое обслуживание и ремонт оборудования ствола должны производиться энергомеханической службой шахты.
Ответственным лицом за безопасное состояние, техническое обслуживание и ремонт оборудования отзолов шахты должен быть назначен главный механик шахты.
- Техническое обслуживание и ремонт подъемного комплекса шахты необходимо проводить в соответствии с требованиями:
«Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах»,
«Правил технической эксплуатации угольных а сланцевых шахт»,
типовых инструкций по охране труда и других нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.
- Обслуживающий персонал и технический надзор
- Техническое обслуживание и ремонт оборудования вертикальных стволов шахт должны проводить опытные рабочие, прошедшие обучение при учебных комбинатах шахт или производственных объединений и имеющие соответствующие удостоверение
- Электрослесари подземные при назначения или перевода на работу, связанную с техническим обслуживанием и ремонтом оборудования ствола, должны пройти подготовку по соответствующей «Программе предварительного обучения по технике безопасности» с обязательным прохождением стажировки в течение 5 дней непосредственно на рабочем месте.
- При ведении ремонтных работ в стволах управлять грузовыми лебедками, электроталями, тельферами, а также специальными грузоподъемными и подъемнотранспортными механизмами должны рабочие, имеющие соответствующие удостоверения. К управлению подъемными машинами эксплуатационных и проходческих стволов, а также аварийными подъемными машинами допускаются лица, имеющие права машинистов подъема.
- Техническое обслуживание оборудования стволов должно проводиться под руководством механика подъема.
- Ремонтные работы в стволе необходимо производить при постоянном присутствии и руководстве лиц технического надзора, которые назначаются приказом по предприятию для выполнения ремонтов в праздничные дни и по записи в книге распоряжений для выполнения ремонтов в воскресные (выходные) дни.
Указанными документами назначают лиц технического надзора, ответственных за выполнение ремонтных работ, за обеспечение контроля пылегазового режима и противопожарной безопасности, ответственных дежурных по шахте на время производства работ, а также лиц, осуществляющих проверку обеспечения безопасности рабочих мест после окончания ремонтов и докладывающих в письменной форме главному инженеру о готовности шахты к нормальной работе.
- Главный инженер шахты не позже чем за двое суток до начала ремонтных работ обязан проработать с руководителями участков, цехов и служб приказ или распоряжение, уточнить отдельные детали и произвести увязку работ, обращая особое внимание на обеспечение безопасности при выполнении ремонтов, Замена назначенных лиц, как правило, не допускается.
- Персонал шахты и подрядных организаций, участвующих в выполнении ремонта в стволах, должен быть ознакомлен с планом ликвидации аварий и знать его в части, относящейся к месту их работы и путям передвижения.
- Весь персонал по техническому: обслуживанию и ремонту подъемных комплексов обязан:
а)знать ПБ, ПТЭ в разделах, осязательных для данной должности, а также инструкций по охране труда и строго их соблюдать;
б)знать обязательные работы планового технического обслуживания оборудования отвода и безопасные способы их выполнения;
в)уметь выявлять и устранять обнаруженные неисправности, производить ремонт и замену оборудования;
г)иметь отчетливое представление о важности качественного выполнения всех работ в стволе;
д)пройти обучение по оказанию первой медицинской помощи и уметь практически оказать помощь пострадавшему в случае производственного травматизма;
е)уметь пользоваться средствами пожаротушения в стволе;
к) знать и строго соблюдать коды стволовой сигнализации и уметь пользоваться всеми средствами связи.
- Периодическая проверка знаний ПБ, ПГЭ и настоящий инструкции должна производиться в следующие сроки:
а)персонала непосредственно обслуживающего оборудование ствола или выполняемого в нем электромонтажные, ремонтные или наладочные работы, один раз в год;
Расчет и выбор подъемной машины шахты "Вентиляционная" Тишинского рудника Тишинского месторождения г. Риддер
Подъемная установка предназначена для транспортировки по стволу шахты людей, полезных ископаемых, различных грузов. Она является самым важным и ответственным звеном в системе электромеханического хозяйства рудника. От бесперебойной работы подъема зависит нормальное функционирование всех остальных систем горного предприятия.
Современные шахтные подъемные установки представляют собой сложные электромеханические комплексы, насыщенные большим количеством механического, пневматического, гидравлического и электрического оборудования, систем электропривода, аппаратуры контроля, защиты, управления и сигнализации.
Для привода подъемных машин применяются двигатели постоянного тока, работающие по системе "Генератор — Двигатель" и двигатели переменного тока.
Наибольшее распространение получили подъемные установки с асинхронными двигателями с фазным ротором мощностью до 1000кВт.
Несмотря на существенные недостатки, связанные с регулированием скорости (непроизводительные потери электроэнергии), асинхронный привод является основным для вспомогательных, проходческих и подземных подъемов в связи с относительной простотой схемы управления подъемным двигателем и общей дешевизной оборудования.
С развитием автоматизации упростилось управление подъемной машиной. На ряде шахт подъемной машиной управляет дозаторщик, находящийся в дозаторной камере.
Перспективным является переход скипового подъема на полностью автоматическое управление с помощью ЭВМ, а клетьевой подъем планируется перевести на автоматизированное управление.
Наряду с применением большегрузных скипов, изготовленных из легких сплавов, особенно прочных пластмасс и стекломасс, повышенной прочности подъемных канатов, рассчитываемых на динамические напряжения, совершенных подъемных машин большой канатоемкости с малым маховым массами, особое внимание будет уделено дальнейшей автоматизации производства. Будут внедряться бесконтактные схемы управления приводами, телевизионный контроль за работой на приемных площадках.
1. Общая часть
1.1 Общие сведения о предприятии
Тишинский рудник входит в состав акционерного общества : " Риддерский горно-обогатительный комплекс". Рудник расположен в 15 км к юго-западу от города Риддер и связан с ним автомобильной и железной дорогами. Тишинское месторождение характеризуется развитием крупно-сопочных форм рельефа с одиночными горными вершинами, достигающими абсолютных отметок +1000-1700 м. Климат резко-континентальный, колебания температуры от +37С до — 47С. Среднегодовое количество осадков составляет 642мм, максимальная глубина промерзания почвы 1,5м. Электроснабжение рудника осуществляется от действующих ЛЭП мощностью 110кВ, входящих в систему ЗАО ВК РЭК. Теплоснабжение осуществляется от центральной котельной, расположенной на площадке рудника. Водоснабжение обеспечивается водозаборными сооружениями, расположенными у реки Громатуха при ее впадении в реку Ульба. Строительный и крепежный лес заготавливается в пределах Восточно-Казахстанской области. Цемент рудник получает с Усть-Каменогорского и Семипалатинского цементных заводов.
Подъемные установки техника безопасности
Правила техники безопасности при использовании подъемно-транспортных механизмов
В целях обеспечения безопасности при использовании грузоподъемных и подъемно-транспортных механизмов работающие должны быть хорошо ознакомлены с правилами их эксплуатации.
Рабочие должны быть предварительно проинструктированы по устройству, уходу и управлению механизмами.
Разрешается использовать только исправные подъемные и подъемно-транспортные механизмы. Не допускается подъем и перемещение грузов, вес которых превышает грузоподъемность механизма.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
При работе на гидравлических подъемниках обязательно использовать устройства для предотвращения самопроизвольного опускания. При подъеме платформы автомобиля, как только колеса приподнимутся от пола, нужно прекратить подъем и убедиться, что подхваты под оси автомобиля подошли без перекосов. Продолжать подъем до нужной высоты можно только при правильной установке автомобиля.
Нахождение рабочих на автомобиле во время его подъема не допускается. Запрещается производить какие-либо работы с механизмом управления подъемника при наличии людей под подъемником. Во избежание перекоса плунжера при установке автомобиля на одноплунжерный подъемник необходимо следить за тем, чтобы центр тяжести автомобиля находился по оси плунжера. В этих целях на балках подъемной платформы должны быть установочные отметки в соответствии с базами обслуживаемых автомобилей.
В двухплунжерных подъемниках после установки подхватов на полурамах необходимо в отверстия на концах балок полурам вставить предохранительные упоры (штыри, болты).
При подъеме автомобиля гидравлическим подъемником не должно быть резких движений и раскачивания его в стороны. Садиться в автомобиль нужно только с лестницы. В случае неисправности подъемника необходимо немедленно прекратить и заявить об этом механику или начальнику цеха.
Подъем груза при помощи консольного передвижного крана во избежание опрокидывания осуществляется на ровной горизонтальной площадке. При транспортировании груза кран должен перемещаться плавно, без раскачивания. При подъеме груза грузовая цепь должна иметь всегда вертикальное положение.
Подъем автомобиля гаражным гидравлическим домкратом может производиться только на ровной площадке во избежание опрокидывания автомобиля. Перед подъемом автомобиля необходимо убедиться в надежности опоры подхвата.
При использовании любых механизмов для подъема и транспортировки грузов следует особое внимание уделять надежности и прочности закрепления груза. Не допускается нахождение людей под грузом. Не следует излишне долго держать груз в подвешенном состоянии.
Для выполнения обязанностей по управлению и обслуживанию грузоподъемных машин к работам по обвязыванию грузов и подвешиванию их на крюк, а также к обслуживанию вспомогательных грузозахватных приспособлений могут назначаться лица не моложе 18 лет после медицинского освидетельствования.