Chastniimastertver.ru

Ремонт бытовой техники
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Требования пожарной безопасности к установке шлагбаумов и автоматических ворот в соответствии с новыми Правилами противопожарного режима

Требования пожарной безопасности к установке шлагбаумов и автоматических ворот в соответствии с новыми Правилами противопожарного режима

С 1 января 2021 года вступают в силу новые правила противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее – правила).

Мы уже делали большой сравнительный анализ новых и старых правил противопожарного режима. В этой статье подробнее остановимся на изменении, которое коснулось требований пожарной безопасности в отношении установки шлагбаумов и автоматических ворот на проездах и подъездах пожарной техники.

Это требование содержится в пункте 71 новых правил и заключается в следующем:

«Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки».

Здесь стоит пояснить, что в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» система противопожарной защиты — это комплекс организационных мероприятий и технических средств, направленных на защиту людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия
опасных факторов пожара на объект защиты Нажмите для перехода на ПожВики (продукцию).

Как раз одной из составляющих указанной системы является обеспечение доступа подразделений пожарной охраны к месту возникновения пожара.

Очевидно, что данное нововведение доставит немало хлопот собственникам и правообладателям объектов защиты, на которых уже установлены шлагбаумы, автоматические ворота, ограждения и иные технические средства (далее — прочие препятствия), подпадающие под запрет.

С реализацией нового требования пожарной безопасности в части организации ручного или дистанционного открывания шлагбаумов, автоматических ворот и прочих препятствий персоналом, несущим круглосуточное дежурство непосредственно у места их установки, проблем возникнуть ни у кого не должно. В требовании все изложено вполне понятным языком.

На сегодняшний день шлагбаумы активно применяются как на въездах на территорию организаций, так и на территорию жилых дворов или комплексов. И если руководители организаций, как правило, сами заинтересованы в наличии у шлагбаума помещения с персоналом охраны объекта, чтобы без проблем контролировать пропускной режим, то в жилых зонах ситуация обстоит иначе. Там зачастую функции по открыванию шлагбаумов или ворот каждый жилец берет на себя, приобретая отдельный дубликат ключей. С 1 января 2021 года такой подход будет противоречить новым правилам пожарной безопасности. Жильцам домов нужно будет определяться, каким образом они будут обеспечивать беспрепятственный проезд пожарной техники: либо размещать у шлагбаума охрану, либо обеспечивать его автоматическое открывание.

В то же время в части обеспечения автоматической разблокировки и (или) открывания шлагбаумов и прочих препятствий имеются вопросы, поскольку непонятно, как именно это будет реализовываться на практике. Нормативный документ, регламентирующий требования к автоматическому открыванию шлагбаумов и прочих препятствий на подъездах и проездах для пожарной техники и обеспечению своевременного доступа оперативных служб отсутствует. Соответственно, появляется простор для воплощения в жизнь всевозможных технических решений.

Так, на сегодняшний день в отдельных регионах Российской Федерации это проблема уже решается исходя из имеющихся возможностей. Где-то пожарным выдают дубликаты электронных ключей (брелоков), а где-то практикуется автоматическое открытие шлагбаумов и прочих препятствий с приложения, установленного на мобильном телефоне, либо по звонку с единого номера.

В некоторых зданиях шлагбаумы открываются автоматически при срабатывании пожарной сигнализации. Так же реализуются варианты автоматического открытия шлагбаумов с помощью системы распознавания автомобильных номеров.

Какой из предложенных способов правильный, покажет правоприменительная практика органов надзорной деятельности МЧС России в 2021 году.

В завершении хотелось бы отметить, что за нарушение вышеуказанного требования предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ.

Правительство установка пожарной техники

от 1 декабря 2006 года № 1069-р

Об обеспечении свободного проезда и установки пожарной
и специальной техники в случае возникновения пожаров
и чрезвычайных ситуаций

(с изменениями на 24 апреля 2020 года)

——————————————————
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Нижегородской области от 19.03.2007 № 264-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 21.04.2014 № 690-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 05.12.2014 № 2238-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 31.12.2014 № 2477-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 31.08.2015 № 1603-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 17.05.2016 № 668-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 04.06.2018 № 544-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 11.03.2019 № 207-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 02.10.2019 № 1045-р;
распоряжением Правительства Нижегородской области от 24.04.2020 № 421-р
——————————————————

Читайте так же:
Техника установки зонда блэкмора

1. Рекомендовать главам муниципальных образований Нижегородской области:

1.1. Создать комиссии по определению и проверке содержания в исправном состоянии площадок для установки пожарной и специальной техники возле жилых домов и зданий общественного назначения на случай возникновения пожара с целью доступа пожарных с автолестниц в любое жилое и нежилое помещение.

В состав комиссии включить представителей администрации муниципального образования, управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, сотрудников территориальных подразделений Главного управления МВД России по Нижегородской области, представителей Главного управления МЧС России по Нижегородской области, представителей государственной жилищной инспекции Нижегородской области.

(Подпункт 1.1 изложен в новой редакции распоряжением Правительства области от 02.10.2019 № 1045-р — см. предыдущую редакцию)

1.2. Ежегодно до 1 декабря проводить проверки содержания в исправном состоянии дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, наружным пожарным лестницам, водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, а в зимнее время их своевременную очистку от снега и льда — для беспрепятственного проезда пожарных машин и доступа пожарных с автолестниц в любое жилое и нежилое помещение при тушении пожара, до 15 декабря результаты проверок рассматривать на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования.
(Подпункт 1.2 изложен в новой редакции распоряжением Правительства области
от 02.10.2019 № 1045-р — см. предыдущую редакцию)

1.3. Принимать в установленном порядке меры по ликвидации стоянок автотранспорта и иных объектов, размещённых с нарушением нормативных правовых актов и препятствующих подъезду и расстановке пожарной и специальной техники в случае возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций.

1.4. При закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах устанавливать указатели направления объезда или устраивать переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.
(Подпункт 1.4. введен распоряжением Правительства области
от 19.03.2007 № 264-р)

1.5. По заявке главного управления МЧС России по Нижегородской области выделять необходимое количество автомобилей — эвакуаторов для осуществления мероприятий по созданию условий свободного проезда и установки пожарной и специальной техники в случае возникновения пожаров и чрезвычайных ситуаций.
(Подпункт 1.5. введен распоряжением Правительства области
от 19.03.2007 № 264-р)

1.6. Подпункт исключен распоряжением Правительства области от 02.10.2019 № 1045-р — см. предыдущую редакцию)

1.7. Запрещается использовать для стоянки автомобилей (частных автомобилей и организаций) разворотные и специальные площадки, предназначенные для установки пожарно-спасательной техники.
(Подпункты 1.6,1.7 введены распоряжением Правительства области от 21.04.2014 № 690-р)

1.8. В рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды на 2018-2022 годы" и организации ремонта и реконструкции дорожного покрытия проездов около многоквартирных жилых домов рассмотреть возможность перевода тупиковых проездов в круговые, обеспечить соблюдение современных требований пожарной безопасности, а именно части 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", раздел 8 СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", а также предусмотреть создание площадок для установки пожарной техники в соответствии с приложением к настоящему распоряжению.
(Подпункт 1.8 введен
распоряжением Правительства области от 31.12.2014 № 2477-р ; изложен в новой редакции распоряжением Правительства области от 02.10.2019 № 1045-р — см. предыдущую редакцию)

1.9. Совместно с министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области рассмотреть вопрос о вырубке зеленых насаждений, произрастающих в непосредственной близости от домов, зданий и источников противопожарного водоснабжения, мешающих установке подъемных механизмов и беспрепятственному проезду пожарной и специальной техники.

Вырубка зеленых насаждений, находящихся в пределах особо охраняемых природных территорий, в том числе являющихся памятниками природы, допускается только при непосредственной угрозе жизни и здоровью людей, а также при непосредственном тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В рамках профилактических мероприятий вырубка зеленых насаждений в пределах особо охраняемых природных территорий не допускается.

(Подпункт 1.9 введен распоряжением Правительства области от 02.10.2019 № 1045-р )

1.10. Рассмотреть возможность устройства в жилых зонах общих оборудованных автостоянок.

(Подпункт 1.10 введен распоряжением Правительства области от 02.10.2019 № 1045-р )

1.11. При открытии ордеров на выполнение земляных и иных видов ремонтных работ направлять информацию о перекрытии проездов в ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Нижегородской области".

(Подпункт 1.11 введен распоряжением Правительства области от 02.10.2019 № 1045-р )

1.12. Проводимые мероприятия и возникающие проблемные вопросы освещать в средствах массовой информации.

(Подпункт 1.12 введен распоряжением Правительства области от 02.10.2019 № 1045-р )

2. Пункт исключен распоряжением Правительства области от 02.10.2019 № 1045-р — см. предыдущую редакцию

3. Рекомендовать Главному управлению МЧС России по Нижегородской области:

3.1. Ежегодно до 15 декабря организовывать и проводить проверки обеспечения условий для беспрепятственного проезда пожарной и специальной техники к подъездам жилых домов и иным объектам, к источникам противопожарного водоснабжения. При проведении проверок в полной мере использовать права, предоставленные органам федерального государственного пожарного надзора законодательством Российской Федерации.

Читайте так же:
Отопление установка циркуляционного насоса в систему отопления

3.2. В случае выявления нарушений требований пожарной безопасности об обеспечении проездов, подъездов к зданиям, сооружениям, строениям, источникам наружного противопожарного водоснабжения, при следовании к месту вызова, непосредственном тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ применять к нарушителям соответствующие меры административного воздействия.

3.3. В случае выявления нарушений правил дорожного движения, касающихся остановки и стоянки транспортных средств, незамедлительно информировать УГИБДД Главного управления МВД России по Нижегородской области.
(Пункт 3 изложен в новой редакции
распоряжением Правительства области от 21.04.2014 № 690-р -см.предыдущую редакцию)

4. Рекомендовать Главному управлению МВД России по Нижегородской области:

4.1. Принять меры по выявлению брошенных автотранспортных средств на внутридворовых проездах и разворотных площадках внутри квартальных застроек.

4.2. Совместно с Главным управлением МЧС России по Нижегородской области проводить рейды по выявлению владельцев транспортных средств, допустивших стоянку автомобилей в местах, оборудованных для стоянки пожарной техники.

При организации патрулирования выявлять и пресекать нарушения правил дорожного движения, касающихся остановки и стоянки транспортных средств.
(Пункт 4 изложен в новой редакции
распоряжением Правительства области от 21.04.2014 № 690-р -см.предыдущую редакцию)

4. Рекомендовать руководителям организаций всех форм собственности при установке шлагбаумов, ворот и иных ограничивающих въезд на территорию устройств выполнять следующие условия:

— наличие круглосуточного дежурного персонала;

— наличие системы видеонаблюдения с выводом видеосигнала в помещение дежурного;

— наличие в инструкции дежурного персонала обязанности по осуществлению беспрепятственного доступа автотранспортных средств служб экстренного реагирования на территорию путем оперативного открытия шлагбаума;

— в случае отключения электроэнергии должна быть предусмотрена возможность открытия шлагбаума вручную.
(Пункт 4 введен распоряжением Правительства области от 21.04.2014 № 690-р)

4. Рекомендовать организациям, осуществляющим экспертизу проектной документации, при рассмотрении проектной документации объектов капитального строительства неукоснительно соблюдать, в том числе положения раздела 8 "Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям" свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям".

(Пункт 4_2 введен распоряжением Правительства области от 02.10.2019 № 1045-р )

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Нижегородской области Краснова Д.Г.

(Пункт 5 изложен в новой редакции распоряжением Правительства области от 24.04.2020 № 421-р — см. предыдущую редакцию)

И.о. Губернатора В.В. Клочай

ПРИЛОЖЕНИЕ
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 1 декабря 2006 г. № 1069-р
(Приложение введено распоряжением Правительства области от 02.10.2019 № 1045-р )

Нормы оснащения специальных площадок
для установки пожарной и специальной техники
в случае возникновения пожаров
и чрезвычайных ситуаций

1. Специальные площадки для установки пожарной и специальной техники, выбранные и утвержденные комиссией в установленном порядке, должны иметь соответствующую дорожную разметку и быть обозначены дорожными знаками.

2. На выбранный участок проезжей части, с учетом наибольших геометрических размеров пожарной и специальной техники наносится разметка в соответствии с пунктом 1.4 приложения 2 к Правилам дорожного движения (постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090 "О правилах дорожного движения" — далее ПДД) в сочетании со знаком "Остановка запрещена" в соответствии с пунктом 3.27 и, при необходимости, знаками "Зона действия" предусмотренными пунктами 8.2.2, 8.2.4 — 8.2.6.

3. Перед въездом на разворотные площадки устанавливается знак "Въезд запрещен" в соответствии с пунктом 3.1 приложения 1 к ПДД.

4. В качестве дополнительных мероприятий, на площадках для установки пожарной и специальной техники возле жилых домов повышенной этажности и зданий общественного назначения допускается, совместно с требованиями пункта 2 настоящего приложения, применять сигнальную разметку красно-белого цвета предусмотренную разделом 7 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 12.4.026-2001 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний". При этом разметка должна быть выполнена устойчивой светоотражающей краской и хорошо различима в любое время суток.

— для зданий 3 и менее этажей — 3 на 7 метров, для зданий от 3 до 9 этажей — 5 на 12 метров, для зданий более 9 этажей — 5 на 14 метров. При этом, окончательное решение по определению размеров площадок должно приниматься с учетом габаритов специальной пожарной техники, состоящей на вооружении соответствующего пожарно-спасательного гарнизона.".

Шлагбаум открывается

alt=»После введения платы за парковку шлагбаумы стали непременным атрибутом городских дворов. Фото: Сергей Михеев/РГ» /> После введения платы за парковку шлагбаумы стали непременным атрибутом городских дворов. Фото: Сергей Михеев/РГ

Новые правила пожарной безопасности предписывают держать проезд пожарной техники к домам и подъезд ее к местам подключения пожарных рукавов полностью свободным. К слову, под ограничения и даже запреты могут попасть не только механические ограничители въезда, но даже зеленые насаждения.

Фото: Алексей Куденко/РИА Новости

Сегодня в городах-миллионниках распространена практика установки различного рода ограничителей въезда. Они не позволяют парковать автомобили посторонним лицам и обеспечивают комфортный парковочный режим для жильцов домов. При этом каждый житель дома получает индивидуальный чип, который, естественно, отсутствует у всех прочих людей, в том числе и у пожарных. В Москве, например, почти каждый въезд во двор уже оборудован такими механизмами различных модификаций. И они нередко становятся большой проблемой в том случае, когда спасателям приходится терять драгоценные секунды для проезда к горящим квартирам. Действующие правила позволяют устанавливать такие устройства, и наказание для них не предусмотрено.

Читайте так же:
Техника безопасности при установке ламп

В новых же правилах противопожарного режима не содержится прямого запрета на придворовые шлагбаумы, но в документе есть четко прописанное требование к таким ограничителям — они должны незамедлительно открываться при подъезде пожарной техники.

"Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники", — написано в тексте правил.

Как такой режим беспрепятственного пропуска будет обеспечен, вопрос пока открытый.

Управляющим компаниям в наших домах придется поломать голову.

Снабжать пожарных тысячами брелоков от ворот и рамок — не вариант. В случае экстренного вызова копаться в огромной куче пультов времени у пожарных не будет. Не исключено, что некоторые шлагбаумы просто придется демонтировать или снабжать некой экстренной кнопкой, иначе владельцев домов и прочих объектов недвижимости начнут штрафовать.

Это, конечно, касается, только тех блокираторов, которые открываются с индивидуального чипа. Те шлагбаумы, которые открывает диспетчер при нажатии кнопки, под ограничения не попадут. Но круглосуточные диспетчеры — удовольствие не из дешевых. Позволить их могут жильцы комплексов уровня выше среднего, либо премиум-класса. Жильцам многочисленных хрущевок в наших городах придется в любом случае менять рамки на шлагбаумы с возможностью их быстрой разблокировки без чипа или ключа.

Фото: istock

Как пояснили корреспонденту "РГ" в профильном департаменте МЧС, следить за исполнением новых правил будут противопожарные инспекторы. Если при проверке шлагбаумов те не будут автоматически разблокированы, то инспектор будет вправе выписать предписание об устранении нарушения. Налагать же административное взыскание за невыполнение правил сможет только суд.

Согласно Кодексу об административных правонарушениях штрафы для управляющих компаний могут достигать 200 тысяч рублей. Физическое же лицо может быть оштрафовано на сумму до 2000 рублей. Но это может быть сделано только в том случае, если шлагбаумом управляет не автоматика, а оператор, который откажется пропустить спецтехнику внутрь.

Кроме шлагбаумов жертвами нововведений могут стать деревья и другие насаждения, мешающие проезду пожарных.

Эксперты не увидели проблем в новых противопожарных правилах для легально установленных шлагбаумов. Те дворовые шлагбаумы, которые устанавливаются по закону, обеспечиваются диспетчерским обслуживанием круглосуточно и без выходных. Исключение составляют только многоквартирные дома, в которых есть консьержи или собственная круглосуточная охрана. Тогда они обеспечивают открытие шлагбаумов.

Сейчас четких требований по диспетчеризации шлагбаумов нет. Но есть необходимость обеспечить беспрепятственный проезд оперативным и аварийным службам. Обеспечить это можно только с помощью диспетчеризации или при наличии собственной охраны. Раздать брелки от шлагбаумов представителям этих служб, конечно, невозможно. Никто не знает, какая "скорая" приедет на вызов. Но компании, которые устанавливают шлагбаумы и обеспечивают их удаленную диспетчеризацию за отдельную плату. Так, чтобы только обеспечить проезд оперативных и аварийных служб, с постоянным видеонаблюдением за шлагбаумом, диспетчеризация обойдется в 2500 рублей в месяц. Для многоквартирного дома не так уж и много.

Фото: istock

Как отметил автообозреватель "Вести FM" Игорь Моржаретто, гораздо больше проблем создают машины, припаркованные во дворах вдоль домов. Даже на легковушке между ними с трудом можно протиснуться. А что говорить о пожарной вышке? Зачастую даже те специально выделенные места для такой техники, как правило, заставлены.

— Проблема в том, что количество автомобилей увеличивается, а количество парковочных мест регулярно сокращается. Мне вообще не нравится эта идея со шлагбаумизацией дворов, но это при дефиците парковок единственное решение. И, конечно, доступ во дворы для пожарных, скорых и полиции должен быть свободен, — говорит Игорь Моржаретто.

"Никаких технических проблем с реализацией этого документа не возникнет, — сообщили корреспонденту "РГ" в одной из крупнейших на столичном рынке компании по установке уличных шлагбаумов. — В настоящее время все устанавливаемые в Москве шлагбаумы подключены к проекту "Умный шлагбаум", в рамках которого транспорт всех специальных и оперативных служб (скорая помощь, МЧС, полиция) получит доступ к общему мобильному приложению. С помощью этого приложения они смогут беспрепятственно заезжать на служебных автомобилях в любой московский двор.

Шлагбаумы можно будет открывать буквально "в один клик". У каждой бригады скорой помощи, пожарного расчета и полицейского патруля появится личный кабинет в мобильном приложении. Благодаря чему в базе сохранятся данные о том, кто именно и когда открыл тот или иной шлагбаум.

Таким образом, посторонние не должны получить доступ к системе.

Читайте так же:
Криогенная установка техника безопасности

Постепенно все московские шлагбаумы будут подключены к этой системе, но затем и регионы должны постепенно перенять этот опыт".

В Москве каждый год закрываются шлагбаумами сотни дворов. Проблему доступа спецслужб в такие "закрытые" дворы в столице решили давно — у большинства шлагбаумов есть кнопка вызова консьержа или диспетчера, который и запускает машины "скорой помощи", пожарных и т.д. Убедиться в том, что кнопку действительно нажали врачи или полицейские, диспетчер может через видеокамеру. Так что на абсолютное большинство москвичей, живущих за шлагбаумами, новые правила пожарной безопасности вряд ли как-то повлияют, рассказала "РГ" адвокат Наталья Тарасова. "По сути, нововведения коснутся только жителей тех домов, которые оборудованы шлагбаумами без связи с диспетчерами и с индивидуальными чипами, — объяснила она. — Им придется либо переустанавливать шлагбаумы, либо обеспечивать пожарных чипами, но на практике это будет довольно проблематично. Вероятно, какие-то дома и вовсе откажутся от шлагбаумов, так как иначе им будет грозить штраф".

Напомню, установка шлагбаумов во дворах в Москве регламентирована отдельным постановлением столичного правительства N 428-ПП. Власти приняли его в 2013 году — острая потребность в ограждениях возникла тогда из-за внедрения в городе платной парковки. Многие автомобилисты, не желая платить за стоянку, начали парковаться во дворах, что не понравилось местным жителям. В 2015 году столичные власти начали выделять субсидии на установку шлагбаумов — сначала давали по 50 тысяч рублей на одно устройство, претендовать могли только жители районов в зоне платной парковки. Но в 2018 году размер субсидии увеличили вдвое — до 100 тысяч рублей, а право на нее получили все жители "старой" Москвы. А в этом году поставить шлагбаумы за счет города могут уже и жители ТиНАО.

Вступили в силу новые правила противопожарного режима

Вступили в силу новые правила противопожарного режима Вступили в силу новые правила противопожарного режима Вступили в силу новые правила противопожарного режима Вступили в силу новые правила противопожарного режима Вступили в силу новые правила противопожарного режима Вступили в силу новые правила противопожарного режима Вступили в силу новые правила противопожарного режима Вступили в силу новые правила противопожарного режима Вступили в силу новые правила противопожарного режима

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима Российской Федерации» с 1 января 2021 года вступили в силу новые правила противопожарного режима (далее – Правила).

Согласно п. 71. Правил, правообладатели земельных участков обеспечивают надлежащее техническое содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям, строениям и наружным установкам, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам, резервуарам, естественным и искусственным водоемам, являющимся источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Запрещается использовать для стоянки автомобилей на территории населенных пунктов, предприятий и организаций площадки для пожарной техники, включая разворотные, предназначенные для ее установки, в том числе для забора воды, подачи средств тушения, доступа пожарных на объект защиты. Не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, посадкой крупногабаритных деревьев, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, сооружений либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности.

Система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники. Допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.

У въезда на территорию строительных площадок, открытых плоскостных автостоянок и гаражей, а также на территорию садоводства или огородничества вывешиваются схемы с обозначением въездов, подъездов, пожарных проездов и источников противопожарного водоснабжения.

Физическим лицам запрещается препятствовать работе подразделений пожарной охраны, в том числе в пути следования подразделений пожарной охраны к месту пожара.

Данная информация предоставляется для изучения и приведения закрепленных территорий в соответствии с нормами новых Правил.

К нарушителям Правил будут применены меры административного воздействия, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Установка шлагбаума во дворе: что учесть по новым правилам пожарной безопасности

С начала 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479). Они закрепляют, как должны содержаться проезды и подъезды к многоквартирному дому, в том числе указывают требования к шлагбаумам (п. 71).

Правовое регулирование

Согласно упомянутому пункту 71 Правил:

  • не допускается перекрывать проезды для пожарной техники изделиями и предметами, исключающими или ограничивающими проезд пожарной техники, доступ пожарных в этажи зданий, либо снижающими размеры проездов, подъездов, установленные требованиями пожарной безопасности;
  • система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники;
  • допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
Читайте так же:
Установка расширительного бачка системы отопления закрытого типа

В предыдущих Правилах (Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390) таких подробностей не было, и МЧС ещё в письме от 9 ноября 2012 года № 19 – 2‑2 – 4541 указывало, что для соблюдения Правил при установке шлагбаума можно предусмотреть разблокировку, автоматическое и ручное открывание шлагбаума при возникновении чрезвычайной ситуации.

Дополнительные правила установки шлагбаумов часто устанавливаются на местах – правилами благоустройства, порядком установки ограждений и подобными документами (в Москве – Постановление Правительства Москвы от 2 июля 2013 года № 428-ПП). Часто в них содержится требование о беспрепятственном доступе на придомовую территорию пожарной техники и других служб МЧС, автомобилей правоохранительных органов, скорой помощи, организаций газового хозяйства и коммунальных служб.

Установка шлагбаума на участке, являющемся общедомовым имуществом, требует решения общего собрания собственников (ст. 44 Жилищного кодекса РФ). Местные акты также иногда содержат требование о согласовании установки с муниципальными органами и другие условия. То есть если хочется поставить шлагбаум, то сначала стоит найти и изучить местную нормативку.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности установлена в ст. 20.4 КоАП РФ. Если нарушение не привело к тяжелым последствиям, то наказание составит:

  • для физических лиц – предупреждение или штраф от 2000 до 3000 рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 6000 до 15000 рублей;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 20000 до 30000 рублей;
  • для юридических лиц – от 150000 до 200000 рублей.

Разъяснения МЧС о шлагбауме во дворе многоквартирного дома

Органы МЧС опубликовали на своих официальных сайтах некоторые разъяснения.
Например, Главное управление МЧС по Пензенской области и Главное управление по Тульской области разъясняют, что собственники для беспрепятственного доступа техники могут выбрать такие варианты:

  • открываниеот систем противопожарной защиты объекта в автоматическом режиме (автоматической установки пожарной сигнализации, автоматической установки пожаротушения и т.п.). При срабатывании пожарной сигнализации шлагбаум открывается и находится в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники;
  • ручное открывание персоналом, осуществляющим круглосуточное дежурство непосредственно у места установки шлагбаума, ворот и иных технических средств на объекте защиты. Это присутствие консьержа или поста охраны, которые вручную могут открыть устройство, препятствующее проезду спасательной техники;
  • дистанционное открывание (в случае нахождения ответственного лица, осуществляющего дежурство не у места установки шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств) при устройстве видео- и аудиосвязи с местом установки указанных устройств.

Выполнение любого из этих условий позволит соблюсти требования пожарной безопасности, избежать штрафов, снизить время реагирования на происшествия. По мнению ГУ МЧС Пензенской области, реализация последних двух вариантов наиболее эффективна, так как пожар может возникнуть не только в доме, но и на придомовой территории.

Судебная практика по шлагбаумам

Новые правила только вступили в силу, и практики судов по ним еще нет.
По старым правилам интересной практики тоже было немного.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа по делу № А45 – 5659/2020
Предписание МЧС к управляющей организации признали законным, хотя шлагбаум установили собственники, к дому имелся ещё один подъезд, а сам шлагбаум был оборудован средствами ручной разблокировки:
«Шлагбаум перекрывает въезд на придомовую территорию дома, является препятствием для проезда пожарной техники, что создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц. Вышеуказанное нарушение требований пожарной безопасности в случае пожара может вызвать позднюю, несвоевременную подачу огнетушащих веществ, увеличение времени на эвакуацию людей. В связи с чем отклоняются доводы о ручной разблокировке и наличии на шлагбауме номера телефона ответственного лица».

Апелляционное определение Омского областного суда по делу N 33 – 5475/2014
Суд отказал в сносе шлагбаума:
«Между тем, согласно ответу из Отдела надзорной деятельности ГО и ЧС Центрального АО г. Омска на придомовой территории установлен автоматический шлагбаум и предусмотрено дежурство персонала, въезд специального автотранспорта осуществляется круглосуточно и беспрепятственно, в связи с чем, нарушений норм и требований пожарной безопасности не имеется».

Определение Московского городского суда № 4г-14187/2018
Суд отказал признавать решение о согласовании установки шлагбаума незаконным:
«Решениями собраний собственников утверждены Положение о порядке въезда/выезда транспортных средств собственников помещений и иных лиц на придомовую территорию многоквартирного дома по адресам:, порядок эксплуатации шлагбаума, описание диспетчеризации шлагбаума, а также утверждено положение о порядке въезда транспортных средств собственников помещений и иных лиц на придомовую территорию, обеспечение круглосуточного доступа коммунальных и экстренных служб. Из приложений к решениям общего собрания следует, что требование по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда пожарной техники соблюдается через круглосуточную диспетчеризацию».

Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.2017 по делу N 33а-2276/2017
Суд отказал в демонтаже шлагбаумов:
«Собственниками выполнены требования по обеспечению круглосуточного и беспрепятственного проезда на придомовую территорию транспортных средств специальных служб обеспечена круглосуточная диспетчеризация автоматических шлагбаума(ов) с функциями приемки аудиовидеовызовов и мониторинга видеотрансляции».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector