Установка (психология)
Установка (психология)
Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определённой активности в определённой ситуации. Является глубинным содержанием имплицитной памяти. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие или явление.
Явление открыто немецким психологом Л. Ланге (L. Lange, 1888); общепсихологическая теория установки на основе многочисленных экспериментальных исследований разработана Д. Н. Узнадзе и его школой (1956). Наиболее полно этапы формирования установки раскрыты на базе понятия контрастная иллюзия. Наряду с неосознаваемыми простейшими установками выделяют более сложные социальные установки, ценностные ориентации личности и т. п. Кроме этого, большое внимание установкам, в особенности роли установок в познании, уделял С. Л. Рубинштейн. В его работах понятие установки связано с понятиями Бессознательное.
М. Рокич провёл различие между установками и ценностями: ценность характеризует веру в общее понятие, которое может относиться к нескольким конкретным объектам и ситуациям, в то время как установка — это набор верований, которые относятся к одному объекту или ситуации [1] .
Содержание
Развитие теории установки [ править | править код ]
Теория установки Узнадзе зародилась и развивалась как теория, описывающая одну из форм неосознаваемой нервной деятельности. Он пытался объяснить явление восприятия как отражения действительности и поведение живого существа. Постепенно становилось очевидным, что рассматриваемые теорией установки факты и закономерности по своей природе общепсихологические. Поэтому теория установки стала претендовать на роль общепсихологической концепции.
Уточнение термина Установка [ править | править код ]
Установка имеет трёхчастную структуру: 1) аффективный компонент (чувственный образ); 2) поведенческий компонент (действия по отношению к предмету оценивания); 3) когнитивный компонент [2] .
Ученики Д. Н. Узнадзе Т. Т. Иосебадзе, Т. Ш. Иосебадзе характеризуют установку как «конкретное состояние целостного субъекта, его модус, определённую психофизиологическую организацию, его модификацию в той или иной конкретной ситуации, готовность к совершению определённой деятельности, направленность на удовлетворение актуальной потребности. Являясь отражением субъективного (внутреннего) и объективного (внешнего), а также будучи целостным состоянием субъекта, установка предстаёт в качестве опосредствованного звена, „принципа связи“ как между отдельными его состояниями, функциями, элементами (в интрасубъектной сфере), так и между этими последними (или же целостным субъектом) и транссубъектной реальностью. Установка содержит не только „каузальный“ (побуждение к деятельности, потребность), но и „целеподобный“ момент в виде общей проспективной неразвёрнутой модели будущей деятельности, своеобразно отражающей её конечный результат. Следовательно, установка как модификация целостного индивида, определяемая субъективным (внутренним — актуальная потребность, прошлый опыт, в его широком понимании, особенности данного индивида) и объективным (внешним — конкретная ситуация) факторами, отражает не только настоящее и прошлое, но и будущее». [3]
Несколько более чёткую позицию в данном вопросе занимает Ш. Н. Чхартишвили, разделяя установку на два типа: фиксированную и первичную. Они легко дифференцируются друг от друга, имеют разные свойства и функции. Также в данном направлении работал Шенцев.
Дополнительные понятия [ править | править код ]
Благодаря таким признакам как „двусторонняя детерминация“, „принцип связи“, „динамичность“ и в то же время „определенная устойчивость“, „целостность“ и т. д. установка в данном понимании больше соответствует роли системообразующего фактора, чем такие понятия как „цель“, „задача“, „мотив“ и т. д. (претендующие на эту роль). Понятие „установка“ следует рассматривать не как вообще отношение, позицию к какому-либо предмету, явлению, человеку, а как диспозицию — готовность к определённому поведению в конкретной ситуации. Это понятие выражает конкретную связь между внутренним и внешним. Поэтому мы можем иметь один, например, отрицательный аттитюд к какому-нибудь человеку, но множество (возможно, даже исключающих друг друга) установок по отношению к этому индивиду для различных конкретных ситуаций (вспомним известный парадокс Ла Пьера, когда хозяин одной гостиницы, имея отрицательный аттитюд к китайцам, все же принимал их в своей гостинице). Таким образом, наличия какого-либо аттитюда недостаточно для того, чтобы имело место соответствующее ему поведение в данной конкретной ситуации, тогда как в подобном случае соответствующая установка непременно гарантирует свою реализацию (если только ситуация в её психологическом смысле не изменена).» [4]
Виды установок [ править | править код ]
Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная — по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции. Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определённым образом. Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения. Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определёнными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств.
Установка и трансформация понятия бессознательное [ править | править код ]
Со временем в работах учеников Д. Н. Узнадзе отчасти трансформировалось и понятие бессознательного. В статье Ф. В. Бассина, А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия читаем: «бессознательное — это понятие во всяком случае гораздо более широкое, чем „психологическая установка“. Неоспоримо, что в ряду форм конкретного выражения неосознаваемой психической деятельности психологическим установкам отводится очень важное место». [5] Эта мысль более конкретно выражена в работе А. Е. Шерозия, который следующим образом резюмирует свою позицию: «Интерпретируя теорию неосознаваемой психической установки, мы опираемся на трехчленную схему анализа человеческой психики «установка — сознание — бессознательное психическое», вместо двучленной «установка — сознание». [6] Таким образом, А. Е. Шерозия не отождествляет установку и бессознательное психическое, считая их отдельными, но взаимосвязанными реалиями. При этом установка, по А. Е. Шерозия, выполняет функцию связи между (а) психическим и транспсихическим, (б) отдельными сознательными психическими актами и (в) сознательными и бессознательными психическими процессами. Однако при таком толковании, да и при других интерпретациях, объявление установки в качестве психической реальности, как нам кажется, является, по меньшей мере, непоследовательным шагом. А. Е. Шерозия утверждает, что связь между сознательно-психическим и бессознательным психическим опосредуется установкой, которая им объявляется психической реальностью [7] .
Виды установок: 1 — социальная — готовность к восприятию и к действию в определённом ключе; 2 — моторная — готовность к действию; 3 — сенсорная — готовность воспринимать; 4 — умственная — готовность к определённым стереотипам мышления; 5 — диффузная — установка, сформированная субъектом при однократной встрече с объектом, явлением;
Обычно чем сильнее эмоциональная реакция после события, тем сильнее закрепляется установка.
Связь понятия установка с другими психологическими феноменами [ править | править код ]
Глубинные механизмы функционирования многих психологических проявлений тесно связаны с концепцией установки. Так, предубеждение, или понятие «свой-чужой» опираются на подсознательно сформировавшуюся у человека внутреннюю норму. От этой нормы идёт обычно неосознаваемый отсчёт наблюдаемого «отклонения» — то есть оценка ситуации, как нормальной или девиантной (патологической, враждебной и т. п.). Феномен установки объясняет как смещаемость внутреннего эталона, которая обеспечивает способность человека адаптироваться к изменяющимся социальным и психологическим условиям среды, так и такие явления, как предубеждение, ксенофобия, национализм.
26. Социальная установка личности, её формирование и изменение
Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.
Признаки социальной установки:
1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;
2) осознанность этих отношений и поведения;
3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;
4) регулятивная роль социальной установки.
Функции аттитюда:
1) автомативная — упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
2) адаптивная — направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
3) защитная — способствует разрешению внутренних конфликтов личности;
4) когнитивная — установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;
5) регулятивная — средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;
6) ригидная — установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;
7) стабилизирующая — установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.
Структура социальной установки:
1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;
2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;
3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.
Уровни установок:
1) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;
2) социальные установки;
3) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.);
4) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).
Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:
1) смысловом — установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;
2) целевом — установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца;
3) операциональном — установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.
Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа:
1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;
2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;
3) от 20 до 30 лет — происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;
4) от 30 лет — установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.
Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды. Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта. Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.
Когнитивисты считают, что на изменение установок влияет появление несоответствия в когнитивной структуре индивида. Бихевиористы придерживаются мнения, что изменение аттитюдов зависит от подкрепления.
Читайте еще:
Уровень периферических ассоциативных связей свидетельствует либо о плохом знании языка, либо об особенностях динамики мыслительных процессов, их заторможенности или скачкообразности.
— Так у вас воспитание не получится. Из твоего сына вырастет мальчик на побегушках, ибо ты выбиваешь из него всю волю. А из твоего сына получится злодей, ибо ты вбиваешь в него злобу. Потому уберегите палки: они пригодятся, чтобы секли самих себя.
Если тигриная, волчья или медвежья шкура «набрасывается» на определенное содержание души (psyche), то тип выбранного животного просто отражает форму поведения, которой это содержание склонно следовать, хотя она ему и противопоказана, ибо должна быть человеческой. Некоторые люди очень бурно.
Семья — это социальное явление со множеством граней: бытовых, финансовых, экономических, социальных, взаимоотношений разных поколений… И попытки построить семью только на чувствах, положив в основу только любовь, заканчиваются, как правило, браком. Как же так, кто-то спросит, разве любовь не.
На основании опыта членов «Ал-Анона» В.Д. Москаленко приводит типичные ошибки жен алкоголиков, которые состоят в
Итак, материальное — прошлое, духовное — будущее, и между ними отношения, с одной стороны, и способности и интеллект — с другой. Нужно пройти по жизни и принять унижение всех этих моментов как очищение. Нужно снять сожаление о прошлом и страхи перед будущим. Бога мы познаем через чувство любви.
Кто одним воздержанием покушается утолить сию брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, плавая одною рукою. Совокупи с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы. [15, 40]
И в такой перспективе квир-теории, так же как и квирисследования носят, на мой взгляд, рабочий характер и призваны вывести теорию к другой системе ценностей, но построить ее они не могут. Они расчищают место, разрушая стереотипы. Готова ли Россия к принятию квир-теорий? На мой взгляд, нет.
Некоторые, конечно, могут подумать, что это уж слишком, пожалуй, но посмотрите Библию, и вы убедитесь, как высоко превозносятся там дети.
Им не следует отступаться от задач, которых они боятся и избегают при помощи компульсивного поведения. Научите их решать задачу поэтапно. Ставьте перед ними только достижимые цели. Научите их расслабляться и легче общаться (см. главу 13 «Релаксация» и главу 6 «Застенчивость»).
Каждый человек имеет в своем распоряжении различные способы репрезентации нашего переживания мира. Вот несколько примеров систем, которыми каждый из нас может пользоваться для представления нашего опыта. Мы обладаем пятью известными чувствами: мы видим, слышим, чувствуем, ощущаем на вкус и на.
Врач-психиатр может лечить больного в периоды острых психозов, помочь сделать приступы болезни и припадки боле редкими и по возможности предупредить их рецидивы. Роль духовника особенно важна для этих больных в периоды между припадками, когда они осознают мучительные противоречия полярных.
35. Техники смены установок.
доза страха слишком велика и людям и людям кажется, что им угрожают.
Если установка формируется когнитивно, то ее можно попытаться изменить рациональными путями;
если она основана на эмоции, то на нее скорее окажут воздействия эмоции.
Успех той или иной техники по изменению установок зависит и от типа установок, на которые мы воздействуем. Лучше «вышибать клин клином»
По Андреевой
Изменение социальных установок. Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает конкретный субъект, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности зависит, естественно, от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является. Если принять аттитюды за относительно низкий (по сравнению с ценностными ориентациями, например) уровень диспозиций, то становится ясно, что проблема их изменения особенно актуальна. Если даже социальная психология научится распознавать, в каком случае личность будет демонстрировать расхождение аттитюда и реального поведения, а в каком — нет, прогноз этого реального поведения будет зависеть еще и от того, изменится или нет в течение интересующего нас отрезка времени аттитюд на тот или иной объект. Если аттитюд изменяется, поведение спрогнозировано быть не может до тех пор, пока не известно направление, в котором произойдет смена аттитюда. Изучение факторов, обусловливающих изменение социальных установок, превращается в принципиально важную для социальной психологии задачу (Магун, 1983).
Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. Эти объяснительные модели строятся в соответствии с теми принципами, которые применяются в том или ином исследовании. Поскольку большинство исследований аттитюдов осуществляется в русле двух основных теоретических ориентации — бихевиористской и когнитивистской, постольку наибольшее распространение и получили объяснения, опирающиеся на принципы этих двух направлений.
В бихевиористски ориентированной социальной психологии (исследования социальных установок К. Ховланда) в качестве объяснительного принципа для понимания факта изменения аттитюдов используется принцип научения: аттитюды человека изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление той или иной социальной установки. Меняя систему вознаграждений и наказаний, можно влиять на характер социальной установки, изменять ее.
Однако, если аттитюд формируется на основе предшествующего жизненного опыта, социального по своему содержанию, то изменение возможно также лишь при условии «включения» социальных факторов. Подкрепление в бихевиористской традиции не связано с такого рода факторами. Подчиненность же самой социальной установки более высоким уровням диспозиций лишний раз обосновывает необходимость при исследовании проблемы изменения аттитюда обращаться ко всей системе социальных факторов, а не только к непосредственному «подкреплению».
В когнитивистской традиции объяснение изменению социальных установок дается в терминах так называемых теорий соответствия: Ф. Хайд ер, Т. Ньюком, Л. Фестингер, Ч. Осгуд, П. Танненбаум (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978). Это означает, что изменение установки всякий раз происходит в том случае, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие, например, сталкивается негативная установка на какой-либо объект и позитивная установка на лицо, дающее этому объекту позитивную характеристику. Несоответствия могут возникать и по различным другим причинам. Важно, что стимулом для изменения атгитюда является потребность индивида в восстановлении когнитивного соответствия, т.е. упорядоченного, «однозначного» восприятия внешнего мира. При принятии такой объяснительной модели все социальные детерминанты изменения социальных установок элиминируются, поэтому ключевые вопросы вновь остаются нерешенными.
Для того чтобы найти адекватный подход к проблеме изменения социальных установок, необходимо очень четко представить себе специфическое социально-психологическое содержание этого понятия, которое заключается в том, что данный феномен обусловлен «как фактом его функционирования в социальной системе, так и свойством регуляции поведения человека как существа, способного к активной, сознательной, преобразующей производственной деятельности, включенного в сложное переплетение связей с другими людьми» (Шихирев, 1976. С. 282). Поэтому в отличие от социологического описания изменения социальных установок недостаточно выявить только совокупность социальных изменений, предшествующих изменению аттитюдов и объясняющих их. Вместе с тем, в отличие от общепсихологического подхода также недостаточно анализа лишь изменившихся условий «встречи» потребности с ситуацией ее удовлетворения.
Изменение социальной установки должно быть проанализировано как с точки зрения содержания объективных социальных изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто «в ответ» на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой личности. Выполнить обозначенные требования анализа можно при одном условии: при рассмотрении установки в контексте деятельности. Если социальная установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности. Среди них в данном случае наиболее важно изменение соотношения между мотивом и целью деятельности, ибо только при этом для субъекта изменяется личностный смысл деятельности, а значит, и социальная установка (Асмолов, 1979). Такой подход позволяет построить прогноз изменения социальных установок в соответствии с изменением соотношения мотива и цели деятельности, характера процесса целеобразования.
Эта перспектива требует решения еще целого ряда вопросов, связанных с проблемой социальной установки, интерпретированной в контексте деятельности. Только решение всей совокупности этих проблем, сочетания социологического и общепсихологического подходов позволит ответить на поставленный в начале главы вопрос: какова же роль социальных установок в выборе мотива поведения?
ТРАНСФОРМАЦИЯ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ
Аннотация: В данной статье представлено исследование теории установок с точки зрения психологии, описываются аспекты формирования установок личности, поднимается актуальность темы трансформации установок и причин их изменений у человека.
Ключевые слова: установка, сознание, объективизация, импульсивное, регулируемое, трансформация
Установки личности — означает неосознаваемую готовность человека к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении и возникает при наличии потребности и ситуации ее удовлетворения, при взаимодействии со средой. Основателем теории установок является Д. М. Узнадзе, изучавший глубинные механизмы человеческого поведения, языковую и познавательную деятельность.
Установка считается основным регулятивным механизмом поведения человека, определяя его направленность и избирательную активность. Однако сущность личности не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерной особенностью личности является осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни. Установка проявляется в настоящем времени и является определенной формой антиципации. Поведение личности может протекать на двух уровнях – как импульсивное и регулируемое сознанием. В первом случае направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются. На более высоком уровне поведения человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому чел. противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение.
В зависимости от способности человека к объективации Узнадзе описывает три типа личностей:
- динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей;
- статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий;
- вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации.
Одной из важнейших характеристик личности в теории установок является ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности.
Типы установок. Характеристики индивидуальной установки личности может иметь различия при формировании и иметь определенные свойства.
- Статичная установка (грубая и пластичная). Статичность подразумевает, что раз сформированная установка индивида больше не меняется. В грубом варианте, она не меняется в принципе. В пластичном, индивид все-таки подгоняет установку под реальность, но не достигает ее значений.
- Динамичная установка характеризует возможность индивида все же перестроить свое мировоззрение в соответствии с реальностью. В пластичном варианте перестройка происходит постепенно, проходя все этапы. В грубом происходит сразу.
- Нефиксируемая установка. В ходе экспериментов также выяснилось, что есть ряд индивидов, которые не способны к формированию какой-либо установки.
Мышление, также, как и прочие функции, отделяющие человеческий род от животных, возникает в случае, когда существуют препятствия для поведения, детерминированного установкой. Когда индивид попадает в положение, где установка не позволяет ему реализовать адаптивный, по отношению к внешнему воздействию, ответ, тогда и возникает человеческое сознание, что приводит, однако, к повторной выработке готовности к действию. Характерная особенность человеческой личности – это осуществление отложенной мотивации, т.е. реализация таких действий, которые принесут выгоду лишь в будущем. Установка показывает себя только в текущем моменте, хотя сама и является своеобразной формой предвосхищения.
Теорию установки очень высоко оценил С.Л. Рубинштейн в «Основах общей психологии» (1940, 1946). Однако Рубинштейн переносит центр тяжести с бессознательных компонентов на сознательные, личностные. Согласно его мнению, установка личности — это занятая ею позиция, которая заключается в определенном отношении к целям или задачам, которые стоят перед ней. что выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление.
Установка личности в широком, общем смысле имеет в себе такое же избирательное отношение к чему-то значимому для нее и приспособление к соответствующей деятельности или способу действия уже не отдельного органа, а личности в целом, включая весь ее психофизический строй. Рубинштейн в определенном смысле сближает установку с апперцепцией. Речь идет об апперцепции не одних только представлений, а всего реального бытия личности.
Все установки и их компоненты должны находиться в определенном когнитивном соответствии, иначе личность будет испытывать состояние психологического дискомфорта (напряжения). Л. Фестингер назвал последнее когнитивным диссонансом, от которого человек стремится избавиться различными способами, достигая согласия компонентов – когнитивного консонанса. Случается, что установки индивида противоречат друг другу или не выражаются в его поведении. Это психологическое напряжение будет тем острее, чем значимее для человека данный объект или субъект, и тем сильнее человек будет стремиться уменьшить величину диссонанса или избавиться от него.
Желание человека избавиться от диссонанса определяется не только важностью элементов, создающих его, но и степенью влияния, которое данный человек, по его собственному мнению, способен оказывать на эти элементы, а также вознаграждениями, которые он может получить в результате. Л. Фестингер определил диссонанс и как следствие недостаточного оправдания выбора. Стремясь усилить оправдание своего поступка, человек изменяет свою установку или свое поведение в будущем, либо изменяет свое отношение (установку) к объектам (субъектам), с которыми связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других.
Трансформации установки. В основе всех установок лежат нормальные психологические механизмы, обеспечивающие наиболее рациональное познание окружающего мира и наиболее безболезненную адаптацию человека в нем. Установка — это тенденция к определенной интерпретации и осмыслению происходящего, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации, то есть качество жизни человека. В зависимости от смысловой наполненности установки — рационального или иррационального – зависит и субъективное восприятие психологической и социальной среды, в которой человек существует. Однако практически каждому человеку дана возможность избавиться от сознательных и неосознанных когнитивных мыслительных ошибок и заблуждений путем формирования более рациональных воззрений, и установок, разумного и адаптивного мышления. Сложность заключается в осознании тех факторов, внутри человека, которые сформировали старые установки. Решающим фактором является переработка поступающей информации, на которую большое влияние оказывает систематическое предубеждение. Другими словами, трансформация установки человека возможно в том случае, если произойдет не просто осознание психологической проблемы, которая связывается с установкой, а будет совершен внутренней разрыв существующей связи.
На изменение установок личности влияет множество факторов, таких как, окружение, влияние других людей, отношение к стрессогенным ситуациям и проявления в них психологических механизмов. Изменение одного из компонентов установки – аффекта, знаний или поведения – может стать для личности причиной изменения установки в целом. Наиболее эффективные способы изменения установок личности:
- представление новой информации. В отдельных случаях информация о других аспектах или целях деятельности изменит убеждения человека, а в итоге и его установки;
- воздействие страхом. Страх может заставить людей изменить свои установки. Однако для окончательного результата большое значение имеет средний уровень испытываемого страха;
- устранение несоответствия между установкой и поведением. Теория когнитивного диссонанса утверждает, что человек старается активно устранить диссонанс посредством изменения установок или поведения;
- влияние друзей или коллег. Если человек лично заинтересован в чем-либо конкретном, он будет стараться не допустить крайние расхождения между собственным поведением и поведением других людей. Однако, если человек подвержен влиянию со стороны друзей, коллег, то он легко поменяет свои установки;
Изменение установок человека весьма сложная задача, как с точки зрения содержания объективных социальных и психологических изменений, затрагивающих данный уровень диспозиций, так и с точки зрения изменений активной позиции личности, вызванных не просто «в ответ» на ситуацию, но в силу обстоятельств, порожденных развитием самой личности. Если установка возникает в определенной сфере человеческой деятельности, то понять ее изменение можно, проанализировав изменения в самой деятельности. Если установка формируется у человека в результате стрессовой ситуации, то обращение к личностной структуре и осознанию проблемы восприятия, вследствие которой возникла установка, позволит её изменить.
Тимиргалеев Артур Рамилевич
консультант по теории психологии и научной психологии, сотрудник Научно-исследовательского института изучения возможностей саморегуляции
5 эффективных способов, как избавиться от ограничивающих убеждений
В мире нет ничего невозможного и практически любую мечту можно осуществить. Но чаще всего нас останавливают наши же убеждения, которые рубят на корню все заветные мечты. Задумайтесь, сколько раз вы себе говорили, что вы недостаточно умны для этого дела или это просто невозможно. Именно вы сами ограничиваете себя в первую очередь, а не внешние обстоятельства или другие люди. Чтобы убрать мешающие убеждения, необходимо их определить и проработать. В этой статье мы рассмотрим 5 эффективных способов по проработке убеждений, которые мешают нам развиваться.
Ограничивающие убеждения — это установки, которые не поддаются критике и анализу. Даже когда мы хотим выйти за рамки убеждений, наше эго начинает сопротивляться. Такие установки можно распознать по следующим словам: никогда, всегда, точно, невозможно, должен и т.д. Как только мы задумываемся о кардинальных изменениях, ограничивающие убеждения пресекают наши мысли и как будто высасывают силы. Вот распространенные примеры ограничивающих установок:
- Нельзя совершить ошибку.
- Человек должен сам решать свои проблемы.
- Я должен быть успешным, чтобы меня любили и уважали.
- Надо прислушаться к критике людей, они точно знают, как лучше.
- Сильные люди не умеют плакать и отступать.
- Я должен прямо сейчас чего-нибудь достичь.
- Я должен быть лучше других.
Существует множество других убеждений, которые могут иметь как позитивный, так и негативный эффект. Важно самостоятельно определить, какие установки вам мешают и почему их необходимо заменить.
5 способов, как избавиться от ограничивающих убеждений
Будьте готовы к тому, что не получится просто отбросить убеждения и начать завтрашний день с чистого листа. Это достаточно длинный и трудоемкий процесс.
- Расширьте убеждение. Вы — ярый перфекционист, который считает, что любое дело нужно делать безупречно. Чтобы посмотреть на это убеждение под другим углом, начните мыть каждую чашку, тарелку по 3 раза на протяжении всего дня. Или займитесь любым другим небольшим делом и доведите его до идеала. Затем проанализируйте свои действия и результат. Действительно ли все дела нужно делать безупречно?!
- Определите, что стоит за убеждением. Практически за каждым нашим убеждением стоит определенный страх. Например, «я должен идеально выполнять работу», за этой установкой стоит определенный страх «если я допущу ошибку в работе и не доведу задачу до идеала, то меня уволят». А теперь подумайте, как бы вы выстроили свою работу, если бы не боялись постоянно потерять должность. Запишите варианты и попробуйте к ним прислушаться.
- Выпишите выгоды от ограничивающего убеждения. Например, перфекционизм мотивирует вас постоянно развиваться. Но при этом сильно выматывает, ведь вы всегда недовольны результатом и хотите улучшить его. Подумайте, как вам развиваться так, чтобы не выбиваться из сил. Что еще может вас мотивировать?
- Уменьшите влияние от убеждений. Например, проанализируйте распространенное убеждение «я должен быть лучше всех». Подумайте, всегда ли и во всех ситуациях вам нужно доказывать свое превосходство. Возможно, «быть интереснее или веселее всех» поможет заменить или уменьшить стремление.
- Перефразируйте установку. Например, «я недостаточно умен, чтобы работать в крупной международной компании». Перепишите на «какие навыки мне необходимо прокачать, чтобы работать в крупной компании?».
Именно ограничивающие убеждения мешают нам добиваться поставленных целей и уверенно идти к успеху. Если вы хотите изменить себя и свою жизнь к лучшему, то посмотрите бесплатный онлайн курс «Что мешает нам добиваться целей». Из курса вы узнаете, что еще мешает нам в достижении цели и какие техники можно применить.
Читайте нас в Telegram — stranavozmojnostey Поделиться в социальных сетях