Chastniimastertver.ru

Ремонт бытовой техники
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Социализация детей с ОВЗ

Социализация детей с ОВЗ

Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Если с ребенком трудно

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.
Читайте так же:
Установка климатической системы в квартире

Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
  • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
  • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
  • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
  • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
  • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

Социальная и бытовая адаптация и установки

ГОСТ Р 54738-2011

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Услуги по социальной реабилитации инвалидов

Rehabilitation of invalids. Services on social rehabilitation of invalids

Дата введения 2013-04-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им.Г.А.Альбрехта Федерального медико-биологического агентства" (ФГУ "СПбНЦЭР им.Г.А.Альбрехта ФМБА России")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 В настоящем стандарте реализованы нормы федеральных законов Российской Федерации:

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Октябрь 2019 г.

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на услуги по социальной реабилитации инвалидов, в том числе инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы (далее — инвалиды), предоставляемые реабилитационными предприятиями, организациями и учреждениями (далее — учреждения) различных организационно-правовых форм и форм собственности, и устанавливает основные виды, объем и содержание реабилитационных услуг данного вида.

Читайте так же:
Установки очистки воды обратного осмоса бытовые

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 52876 Услуги организаций реабилитации инвалидов вследствие боевых действий и военной травмы. Основные положения

ГОСТ Р 52877 Услуги по медицинской реабилитации инвалидов. Основные положения

ГОСТ Р 53874 Реабилитация инвалидов. Основные виды реабилитационных услуг

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 52876, ГОСТ Р 52877, ГОСТ Р 53874, а также следующий термин с соответствующим определением:

3.1 услуги по социальной реабилитации инвалида: Действия реабилитационных учреждений, заключающиеся в оказании помощи инвалиду в восстановлении его социального статуса, достижении им материальной независимости, социальной адаптации и интеграции в общество.

4 Общие положения

4.1 Услуги по социальной реабилитации инвалидов, установленные в настоящем стандарте, являются неотъемлемой частью всего комплекса реабилитационных услуг и должны предоставляться параллельно с реабилитационными услугами других видов.

4.2 Услуги по социальной реабилитации инвалидов осуществляются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

4.3 Разработка индивидуальной программы социальной реабилитации инвалида включает в себя следующие этапы: проведение реабилитационно-экспертной диагностики социального статуса, оценку реабилитационного потенциала, определение мероприятий и услуг, направленных на расширение сферы жизнедеятельности инвалида.

4.4 Реализация услуг по социальной реабилитации инвалидов должна быть направлена на достижение максимального эффекта при минимальных затратах времени на их выполнение.

4.5 Реализация услуг по социальной реабилитации инвалидов осуществляется поэтапно и непрерывно в учреждениях соответствующего профиля. Содержание и длительность процесса реабилитации определяются потребностью инвалида в каждой конкретной услуге.

4.6 Объем услуг по социальной реабилитации не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных услуг по социальной реабилитации, предоставляемых инвалиду.

4.7 Инвалид вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема услуг по социальной реабилитации. Такой отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) освобождает соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также реабилитационные учреждения различных организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за их исполнение.

Читайте так же:
Установка alt linux второй системой

4.8 Услуги по социальной реабилитации инвалидов включают в себя комплекс мероприятий, направленных на уменьшение ограничения жизнедеятельности и позволяющих инвалиду полностью интегрироваться в общество.

4.9 Конкретные виды, объемы, формы и сроки предоставления услуг определяются с учетом социального статуса инвалида и программы социальной реабилитации, являющейся частью индивидуальной программы реабилитации инвалида.

4.10 Эффективность услуг по социальной реабилитации инвалидов характеризуется расширением социального функционирования, появлением способности к самообслуживанию, общению, возвращению к профессиональной деятельности.

4.11 Услуги по социальной реабилитации инвалидов следует предоставлять после проведения социальной диагностики, представляющей собой совокупность методов исследования для оценки социального статуса и социально-средовых условий жизнедеятельности инвалида и включающей определение социального статуса инвалида, образования, материального положения, социально-бытовой статус, семейное положение, место проживания, жилищные условия, социально-психологический статус, социокультурный статус.

4.12 Услуги по социальной реабилитации инвалидов следует предоставлять последовательно и непрерывно.

4.13 Длительность процесса предоставления услуг по социальной реабилитации инвалидов в общем комплексе реабилитационных услуг определяется потребностью в каждой конкретной услуге. Процесс социальной реабилитации считается завершенным, когда личность (инвалид) достигла уровня, максимально возможного и приближенного к уровню, предшествующему получению ограничения жизнедеятельности.

Мероприятия по адаптации объектов и услуг основных сфер жизнедеятельности для инвалидов и других категорий МГН

Тактильные накладки на поручень. Обзор

Перечень базовых мероприятий по адаптации и повышению доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Российской Федерации

К базовым мероприятиям по адаптации и повышению доступности услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Российской Федерации относятся мероприятия, учитывающие особые потребности инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе:

  • приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
  • адаптация, обустройство, дооборудование, приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий;
  • оборудование зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения и пространственно-рельефными указателями;
  • оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и другими средствами;
  • оборудование транспортной и пешеходной инфраструктуры, остановок общественного пассажирского транспорта системами синхронного вывода речевой и текстовой информации;
  • размещение на входах и путях движения к земельным участкам (например, устройство бордюрных пандусов, укладка тактильных полос, оборудование остановочных пунктов, наземных и подземных пешеходных переходов, закупка звукосигнальных светофоров);

Раздел I

Мероприятия по обеспечению доступности основных структурно-функциональных зон зданий и сооружений (по направлению Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации)

1. Территория, прилегающая к зданию (участок, автостоянка и парковка):

  1. адаптация, доадаптация, приспособление, оборудование, дооборудование, обустройство входных групп, санитарно-гигиенических комнат, путей движения, путей эвакуации, прилегающей территории, крылец, площадок, пешеходных дорожек, стоянки для автотранспорта;
  2. адаптация прилегающей территории с учетом особых потребностей инвалидов различных категорий;
  3. организация территории (стоянки для инвалидов);
  4. обустройство стоянки для автотранспорта;

Дорожный знак парковочного места для инвалидов

Трафарет для нанесения разметки

Краска для нанесения разметки на асфальт

2. Вход (входы) в здания (входная группа, лестницы, пандусы):

  1. оборудование объектов пандусами и другими специальными устройствами и приспособлениями (аппарели, подъемники, лифты, места крепления колясок, светозвуковые информаторы путей движения внутри зданий и др.);
  2. адаптация, доадаптация, приспособление, оборудование, дооборудование, обустройство, устройство, приобретение, установка пандуса с укладкой противоскользящего покрытия, установкой поручней, перил, лифта, подъемных устройств, механизмов для лиц с ограниченными возможностями здоровья;
  3. адаптация, доадаптация, приспособление, оборудование, дооборудование, обустройство входных групп;

Пандус «Конструктор»

Наклонная площадка

Поручни из нержавеющей стали

Площадки въезда и съезда

  • пандуса, поручней, перил на лестничных маршах;
  • модульного многосекционного пандуса;
  • телескопического пандуса;
  • тактильных напольных указателей;

3. Пути движения внутри здания (в том числе пути эвакуации), лифты:

  1. адаптация, доадаптация, приспособление, оборудование, дооборудование, обустройство, устройство, переустройство пандуса, путей движения внутри здания (в том числе путей эвакуации), адаптация, приобретение, установка и замена лифтового оборудования;
  2. приобретение и оборудование объектов специальными устройствами и приспособлениями (аппарели, подъемники, лифты, места крепления колясок, светозвуковые информаторы путей движения внутри зданий и др.);
  3. приобретение и установка:
    • лестничного подъемника;
    • лифта, размеры которого предназначены для пользования инвалидов на креслах-колясках;
    • подъемных устройств и механизмов для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

Подъёмник вертикального перемещения ПВт-1ПУ2

Маяк для лифта - метка этажная Elevator

4. Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта):

  1. адаптация, доадаптация, приспособление, оборудование, дооборудование, обустройство, устройство, переустройство, комплексная адаптация зон оказания услуг, внутренних помещений и зон целевого назначения здания (целевого посещения объекта) с учетом особых потребностей инвалидов различных категорий;
  2. приобретение, установка и оснащение учреждений оборудованием для обучения детей-инвалидов;
  3. проведение комплекса адаптационных мероприятий, позволяющих обеспечить максимальную доступность к получению спортивно-оздоровительных услуг для всех категорий населения;
  4. приобретение и монтаж специализированного оборудования для инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы и инвалидов с нарушением зрения для занятий восстановительной гимнастикой для спортивного зала;

Визуально-акустическое табло «СурдоЦентр»

Светозвуковой маяк «Привод-3»

Индукционная настольная система VERT-1а

Тактильная пиктограмма доступность для инвалидов 200x200 мм

Тактильная пиктограмма со встроенным речевым информатором

Комплект системы вызова помощи ТИФЛОВЫЗОВ ПС-1999

Тактильно-звуковая мнемосхема для входной группы

ТифлоПол-5

5. Санитарно-бытовые, гигиенические помещения:

  1. адаптация, доадаптация, приспособление, оборудование, дооборудование, обустройство, устройство, переустройство, комплексная адаптация санитарно-гигиенических помещений (комнат), санузлов для инвалидов:
    • расширение дверных проемов;
    • установка откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений, крючков для костылей;

Поручень съёмный напольный

Трафарет для нанесения разметки

6. Система информации на объекте:

    адаптация системы информации на объекте с использованием визуальных, акустических и тактильных информационных средств;

Реабилитация инвалидов трудоспособного возраста в отделении дневного пребывания государственного учреждения социального обслуживания «Петровский центр социального обслуживания населения»

Сегодня очевиден тот факт, что инвалидность является по существу социальной проблемой — проблемой неравных возможностей, которые не позволяют инвалиду быть интегрированным в общество на таких же основаниях, как и другие его члены. И причиной ограничений в таком случае является не сама болезнь, а те физические, юридические, отношенческие барьеры, которые препятствуют людям с особыми потребностями быть полноценными гражданами. В данном случае речь идет о социальных условиях жизнедеятельности инвалида.

С целью восстановления социального статуса личности, обеспечения социальной адаптации в обществе, достижения материальной независимости инвалидов, специалистами государственного учреждения социального обслуживания "Петровский центр социального обслуживания населения" активно ведется работа, направленная на решение данной социальной проблемы.

Специалистами отделения дневного пребывания выбрано направление социальной реабилитации, которая позволяет применить комплексный подход в реабилитации инвалидов. Ведь составляющими социальной реабилитации являются: социально-психологическая реабилитация, социально-трудовая реабилитация, социально-бытовая реабилитация, социо-культурная реабилитация.

Таким образом, комплексный реабилитационный процесс — рациональное и избирательное соединение всех необходимых видов реабилитационных услуг, обеспечивающих поддержку сохранных и восстановление утраченных социальных функций клиента и его личностного статуса с целью интеграции его в семью и общество, реализацию его права на независимую жизнь.

Первоочередными задачами, требующими решения в рамках программы социальной реабилитации, являются: построение равноценного диалога инвалида со специалистами, предоставление лицам с ограниченными возможностями сервисных услуг социального обслуживания и обеспечения, а не "помощи", основанной на зависимости и подчинении инвалидов персоналу учреждения, повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями.

В соответствии с планами реабилитации в отделении дневного пребывания предоставляются следующие виды услуг, по следующим направлениям:

1. Социально-бытовая реабилитация — это процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности людей с ограниченными возможностями в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним. Основными задачами социально-бытовой реабилитации является — укрепление мотивации к самообслуживанию, формирование установки на максимально достижимую независимость и самостоятельность. Мероприятия по социально-бытовой реабилитации включают:

  • обучение жизненным навыкам — персональный уход /внешний вид, гигиена, забота о здоровье/
  • персональную сохранность /безопасность в доме, пользование газом, электричеством, ванной, лекарствами и т.д./
  • обучение социальным навыкам, включающим элементы социального поведения /посещение магазинов, распоряжение деньгами, пользование транспортом и т.д./
  • обучение навыкам самостоятельного проживания — подготовка к независимому образу жизни /обучение пользованию бытовыми приборами/

2. Социо-культурная реабилитация — предполагает развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков, повышение уровня самооценки личности, творческое самовыражение, развитие навыков общения, формирование активной жизненной позиции. Основные задачи: восстановление социальных связей личности, нарушенных болезнью; восстановление способностей к общению; восстановление непосредственных социальных взаимосвязей. Нами практикуются следующие мероприятия и услуги:

Организации досуговой деятельности в клубах и кружках дает большие возможности в работе с инвалидами для их адаптации к окружающему миру, развитию ощущения собственной значимости в жизни общества, активизации их творческого потенциала. При этом инвалид всегда рассматривается как равноправный член общества, самостоятельно принимающий решения и обладающий всей полнотой ответственности за свои поступки.

3. Психологическая реабилитация, задачами которой являются: активизация личностного потенциала инвалида, стабилизации эмоционально-психологического состояния. В отделении практикуются следующие мероприятия и услуги:

  • психологическое консультирование (индивидуальное, семейное, супружеское);
  • психологические тренинги, группы общения, группы взаимо-поддержки и т.д.

4. Социально-трудовая реабилитация включает встречи с представителями различных профессий, посещение учреждений и предприятий города с целью профориентации, содействие в обучении в специализированных учебных заведениях, обучение основам компьютерной грамоты (в клубе "Информзнайка")

Выбранное нами направление (социальная реабилитация) является средством интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, механизмом создания равных возможностей инвалидам, для того, чтобы быть социально востребованными.

Государственное учреждение социального обслуживания
"Петровский центр социального обслуживания населения"
Отделение дневного пребывания
адрес: Петровский район, г. Светлоград, ул. Пушкина,35
тел.: (865 47) 4-10-39, 4-03-14

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector