ФОРУМ ПТИА-АВТО
ФОРУМ ПТИА-АВТО
Технические средства контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха (тахограф) – это компонент транспортного средства подлежащий обязательной сертификации пункт 65 Приложения №10 ТР ТС 018/2011 по схемам 10с и 11с, в результате должен быть оформлен сертификат соответствия.
Сведения о возможности оснащения транспортного средства данным устройством содержится в Приложении №2 к Одобрению типа шасси (ОТШ) или Одобрению типа транспортного средства (ОТТС), а именно: есть отметка о соответствии п.8(1) технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденный. постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 №720 с изменением на основании постановления Правительства РФ от 10.09.2010 г. №706 (с изменениями и дополнениями), либо пункту 14 ТР ТС 018/2011 или в списке дополнительного оборудования.
Транспортные средства не подлежат проверке (технической экспертизе) в случаях указанных в пункте 77 ТР ТС 018/2011, а именно:
1) при установке на транспортное средство компонентов: предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов; предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;
2) при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованной в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.
Таким образом, лишь формально данное воздействие (монтаж тахографа) является внесением изменений в конструкцию транспортного средства, находящегося в эксплуатации. Но в силу нецелесообразности усложнения допуска транспортных средств в обращение в этом конкретном случае не требуется выполнение процедур установленных пунктом 75 ТР ТС 018/2011. Однако окончательное решение о необходимости проведения процедур по контролю за внесением изменений в конструкцию транспортного средства принимается территориальным подразделением органа государственного управления в сфере безопасности дорожного движения по месту регистрационного учета транспортного средства в порядке, установленном нормативно-правовыми актами государства – члена ЕАЭС (в Российской Федерации – Госавтоинспекцией).
Согласно вступившему в силу с 16.12.2015 г. Приказу Минтранса РФ № 348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденному приказом Минтранса РФ от 21.08.2013 г. № 273», срок замены аналоговых тахографов на цифровые перенесен на 1 июля 2016 года для всех категорий ТС, подлежащих оснащению. Это означает, что до 01.07.2016 г. аналоговые тахографы, установленные на транспортные средства, осуществляющие перевозки на территории РФ, должны быть заменены на цифровые тахографы, соответствующие Приказу Министерства транспорта РФ № 36 от 13.02.2013 г. Контроль наличия и установки осуществляет Ространснадзор.
По этой причине установка аналогового тахографа не является оправданной с точки зрения обязательных требований, но в качестве дополнительного оборудования может быть установлено на транспортное средство с соблюдением технических требований.
При установке цифрового тахографа техническая экспертиза не требуется, если возможность установки данного устройства подтверждена при сертификации типа, Техническая сущность монтажа данного устройства заключается в подключении к общей электрической бортовой сети и надежная фиксация. Влияние на безопасность конструкции электромагнитная совместимость проверяется в ходе испытаний при сертификации компонента. После установки выполняется диагностика, калибровка и поверка прибора.
На транспортном средстве допускается наличие не более одного технического средства контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографа). При этом устройство вводится в эксплуатацию и имеет определённый калибровочный интервал, а также действующую метрологическую поверку средства измерения.
С 12 марта 2016 года изменен список автотранспорта, освобожденных от установки тахографов
Данные изменения вносят поправки и уточнения в категории транспортных средств, освобожденные от оснащения тахографами, соответствующими приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36, в частности:
1. Из списка транспортных средств, отнесенных к исключениям и не подлежащим оснащению тахографами, соответствующими приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36, исключены транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами.
Таким образом, с 12 марта 2016 года тахографами ДОЛЖНЫ быть оборудованы транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами.
2. Вносятся изменения в части, касающиеся международных перевозчиков, освобожденных от оснащения тахографами, соответствующими приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36, а именно актуализирован документ, в соответствии с которым оформляется карта допуска международного перевозчика:
«транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (приказ Минтранса России от 16 июня 2014 г. N 158 «Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок» (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 г., регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 г.)»
3. Так же вносятся изменения в части, касающейся сельскохозяйственной техники, освобожденной от оснащения тахографами, соответствующими приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36, а именно исключен ранее используемый термин «самоходных сельскохозяйственных машин» и заменен на:
«специализированных транспортных средств (специально оборудованных молоковозов, скотовозов, машин для перевозки птицы, яиц, живой рыбы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений), транспортных средств категорий N 2 и N 3, используемых сельскохозяйственными товаропроизводителями при осуществлении внутрихозяйственных перевозок (перевозка в пределах границ муниципального района, на территории которого зарегистрированы транспортные средства, а также граничащих с ним муниципальных районов), специальных транспортных средств».
4. Актуализированы и дополнены положения, касающиеся транспортных средств, освобожденных от оснащения тахографами, соответствующими приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, а именно:
«транспортных средств, включенных в перечень видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и раму (при наличии), сохранены или отреставрированы до оригинального состояния и в отношении которых утилизационный сбор в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» не уплачивается»
5. Кроме того, в перечень транспортных средств, не подлежащих оснащению тахографами, соответствующими приказу Минтранса России от 13 февраля 2013 года № 36, включены дополнительные категории транспортных средств, а именно:
— «учебных транспортных средств, используемых для обучения вождению и сдачи экзаменов на получение водительских удостоверений, при условии, что они не используются для коммерческой перевозки пассажиров и грузов;
— транспортных средств, которые проходят дорожные испытания, предусмотренные государственными стандартами и отраслевыми документами».
Тахографы: исключения из правил
Несмотря на то, что все сроки установки тахографов давно прошли, остается немало людей, которые в принципе не слышали о серии последних законов в области тахографии, хотя имеют к грузовым перевозкам непосредственное отношение. Только за первые три месяца 2015 года выписано более 104 тысяч штрафов за то, что тахограф не был установлен. Основной процент тех, кто продолжает оставаться в неведении, составляют индивидуальные предприниматели. Экспертный центр «Движение без опасности» решил прояснить главное, что нужно знать перевозчикам о тахографах.
Общий парк грузовых автомобилей и автобусов насчитывает свыше 7,1 млн. транспортных средств, подлежат оснащению тахографами всего лишь 58% от этого числа. Тем не менее, если вы водите автобусы категорий M2 и M3, перевозите опасные грузы на автомобилях категорий N2, N3, ваш грузовой автомобиль предназначен для междугородних перевозок и весит от 3,5 до 15 тонн и больше, вы входите в эти 58%, и тахограф для вас обязателен.
Довольно популярным является мнение, что индивидуальному предпринимателю, как и физическому лицу, контрольные устройства не нужны. Однако это мнение ошибочно. Процесс установки тахографов касается практически всех. Список исключений, хоть и включает множество позиций, однако, индивидуальные предприниматели в него не входят.
«Исключения транспортных средств из списка оснащения – это очень серьезное решение, которое должно приниматься законодательной властью на основе анализа возможных рисков, возникающих при эксплуатации определенных видов транспорта и типов перевозочной деятельности, — подчеркивает директор по развитию ООО «ФДО Меттэм» Геннадий Мирошин. – Кроме этого в нормативном акте, содержащем список транспортных средств, подпадающих под исключение из-под оснащения, должна содержаться информация по признакам на основе которых инспектирующие органы могут провести однозначную идентификацию транспортного средства для определения его принадлежности к перечню исключений».
По мнению Алексея Макарова, президента компании АТОЛ, процесс внедрения системы тахографического контроля в России сопровождается постоянным расширением списка исключений, и в настоящее время автомобилей, попавших под исключение, больше, чем оснащаемых. «В таких условиях становится крайне сложно обеспечивать надлежащий контроль за исполнением закона, — отмечает Алексей Макаров. – И, конечно, это дает широкий простор для недобросовестной конкуренции. Приведу пример: не секрет, что многие владельцы транспорта, занимающиеся коммерцией, регистрируют транспортные средства на физических лиц. Они не только зачастую не платят налоги в этом случае, они еще и автоматом попадают под исключение из перечня ТС, подлежащих оснащению тахографами. Соответственно, себестоимость транспортных работ становится существенно ниже, чем у законопослушной компании».
В свое время с проблемой исключений столкнулись и страны ООН. Чтобы максимально эффективно решить этот вопрос, специалисты проанализировали риски и определили типы транспортных средств, приводящих к максимальному ущербу, наносимому гражданскому населению, в случае аварии. К таким типам были отнесены все транспортные средства максимальная масса которых превышает 3,5 тонны или число посадочных мест превышает 9, включая водителя, которые осуществляют перемещение на собственном ходу по дорогам общего пользования, без учета прав собственности, поскольку тот или иной способ владения автомобилем не оказывает влияния на основную цель контроля: обеспечение безопасности гражданского общества.
Под исключения попали только те автомобили, которые по виду своей деятельности участвуют в обеспечении правопорядка, либо относятся к экстренным службам: медицинским, пожарным, аварийным, спасательным, гуманитарным и прочее, с нанесенными соответствующими опознавательными знаками принадлежности. Эти транспортные средства осуществляют перевозки, которые невозможно рассчитать заранее в виде графиков работы с соблюдением норм рабочего времени, и ограничение их в части времени нахождения в движении может принести больший вред, чем те риски, которые возникают в случае отсутствия контроля режимов труда и отдыха.
Исключили также транспортные средства, имеющие историческое значение, на которые в силу технических особенностей невозможно установить тахограф, не нарушая безопасности эксплуатации самого автомобиля. И под исключение попали также частные автомобили, максимальная масса которых не превышает 7,5 тонн и перевозимый ими груз не является коммерческим, например, — дома на колесах.
«Перечень исключений для внутрироссийского транспорта требует внимательного изучения со стороны законодателей, с последующим анализом и переработкой, — подчеркивает Геннадий Мирошин. – Из перечня необходимо убрать потенциально опасные типы транспортных средств и виды перевозок, которые необоснованно попали под исключение из-под контроля».
Что касается критериев, по которым инспектирующие органы и владельцы транспортных средств могут провести идентификацию транспортного средства, то такая доработка поможет снять конфликтные ситуации, которые сегодня возникают на дорогах при определении факта принадлежности транспортного средства к перечню исключений.
Справочно. Оснащению тахографами не подлежат:
• пассажирские и грузовые троллейбусы,
• автобетононасосы,
• автобетоносмесители,
• автогудронаторы,
• автокраны
• транспортные средства, оснащенные кранами-манипуляторами,
• автомобили скорой медицинской помощи,
• автоэвакуаторы,
• пожарные автомобили,
• транспортные средства для коммунального хозяйства и содержания дорог,
• транспортные средства для обслуживания нефтяных и газовых скважин,
• транспортные средства для перевозки денежной выручки и ценных грузов,
• транспортные средства, оснащенные подъемниками с рабочими платформами,
• медицинские комплексы на шасси транспортных средств,
• автолавки, автобусы для ритуальных услуг, автомобили-дома,
• бронированные транспортные средства,
• самоходные сельскохозяйственные машины,
• передвижные лаборатории и мастерские,
• передвижные репортажные телевизионные студии,
• транспортные средства, зарегистрированные военными автомобильными инспекциями или автомобильными службами федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба,
• транспортные средства органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,
• транспортные средства, зарегистрированные органами, осуществляющими государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
Список техники не подлежащей установки тахографов
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ
НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
1. Использование тахографов должно осуществляться:
1) водителями — в целях регистрации и учета времени управления транспортным средством и отдыха, режимов труда и отдыха;
2) владельцами транспортных средств — в целях контроля работы тахографов и обеспечения соблюдения водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха;
3) контрольными органами — в целях контроля работы тахографов и контроля за соблюдением водителями норм времени управления транспортным средством и отдыха, режимов движения, труда и отдыха;
4) ФБУ «Росавтотранс» — в целях обеспечения использования тахографов.
2. На транспортном средстве должен устанавливаться, активизироваться и использоваться один тахограф, соответствующий Требованиям, сведения о котором учтены ФБУ «Росавтотранс» <13> в перечне сведений о моделях тахографов.
<13> Пункт 4 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2011, N 32, ст. 4832).
На транспортном средстве запрещается одновременное использование тахографа, соответствующего Требованиям, с техническим средством контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующим требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, от 1 июля 1970 г.).
3. В тахографе должен активизироваться и использоваться один блок СКЗИ тахографа, соответствующий Требованиям, сведения о котором учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях блоков СКЗИ тахографа.
4. В тахографе должны использоваться карты водителя, мастерской, предприятия, контролера, соответствующие Требованиям, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о моделях карт.
5. Водителю должна передаваться одна карта водителя.
6. В целях обеспечения использования тахографов ФБУ «Росавтотранс» должно:
1) осуществлять учет в соответствующих перечнях сведений:
о разработанных моделях тахографов, блока СКЗИ тахографа, карт;
о каждом экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты, а также мастерскими;
о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов;
2) организовать прием, учет и регистрацию заявлений о выдаче, замене, обновлении карт;
3) организовать информационный обмен при выпуске, передаче и активизации блоков СКЗИ тахографа, выпуске и передаче карт;
4) предоставлять сведения из соответствующих перечней.
7. Перечни сведений о моделях тахографа, моделях блока СКЗИ тахографа, моделях карт тахографа, мастерских должны быть размещены на официальном сайте ФБУ «Росавтотранс» с указанием статусов записей («действующая»/»архивная») и даты их изменения.
8. Учет сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских в целях обеспечения использования тахографов ФБУ «Росавтотранс» должно осуществлять на основании заявления организации-изготовителя и мастерской, раздельно по:
1) моделям тахографа;
2) моделям блока СКЗИ тахографа;
3) моделям карты тахографа;
9. Учет сведений в соответствующих перечнях о тахографах, блоках СКЗИ тахографа, картах и мастерских в целях обеспечения использования тахографов ФБУ «Росавтотранс» должно осуществлять при наличии:
1) сведений о наименовании и адресе в пределах места нахождения организации-изготовителя и мастерской;
2) сведений о фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя или уполномоченного им лица;
3) сведений о тахографе, блоке СКЗИ тахографа, картах и мастерских, подлежащих учету в соответствующем перечне, в том числе:
технических характеристик тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт;
проведенных испытаний, экспертиз и иных процедур, подтверждающих соответствие тахографа, блока СКЗИ тахографа, карт Требованиям;
4) документов (их копий), подтверждающих указанные сведения.
10. Сведения об экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты должны предоставляться владельцу соответствующих сведений на основании заявления.
11. Водители транспортных средств обязаны:
1) перед началом движения транспортного средства (в начале смены, рабочего дня) вставить принадлежащую ему карту водителя в левый слот тахографа и ввести PIN-код карты (при экипаже второй водитель вставляет принадлежащую ему карту водителя в правый слот тахографа и вводит PIN-код своей карты после идентификации карты первого водителя);
2) осуществить по запросу тахографа ручной ввод данных о своей деятельности с указанием названия места, в котором начинается период времени управления транспортным средством, или проигнорировать данный запрос тахографа (при игнорировании указанного запроса тахографа вид деятельности водителя (второго водителя — в случае экипажа) и место, в котором начинается период времени управления транспортным средством, определяются и регистрируются автоматически);
3) изъять карту водителя из слота тахографа при завершении периода времени управления транспортным средством после запроса тахографа о завершении соответствующего периода времени управления транспортным средством и о подтверждении или вводе названия места, в котором завершился период времени управления транспортным средством;
4) по требованию представителей контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, а также осуществлять по их требованию вывод на печать информации в виде соответствующих распечаток;
5) осуществлять вывод на печать информации;
6) не использовать поврежденную карту водителя;
7) не извлекать карту во время движения транспортного средства;
8) не использовать карту водителя по истечении срока ее действия;
9) обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с настоящими Правилами.
12. Водителям запрещается:
1) эксплуатация транспортного средства с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим Требованиям тахографом;
2) использование тахографа без карты водителя;
3) использование тахографа, срок эксплуатации которого закончился;
4) использование тахографа с блоком СКЗИ тахографа, у которого закончился срок эксплуатации;
5) использование тахографа, сведения о модели которого не учтены в перечень сведений о моделях тахографов;
6) блокирование, корректировка, модификация или фальсификация регистрируемой тахографом информации;
7) уничтожение данных, хранящихся в тахографе и на карте водителя, а также распечаток тахографа;
8) использование тахографа, сведения о результатах поверки которого, подтверждающие его пригодность для применения, не содержатся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и (или) не имеющего нанесенного в соответствии с описанием типа средства измерения для данного тахографа знака утверждения типа средства измерения и знака поверки и (или) оформленного свидетельства о поверке тахографа, и (или) записи в паспорте (формуляре) тахографа, заверенной подписью поверителя и знаком поверки, с не истекшим сроком действия.
13. Владельцы транспортных средств должны:
1) обеспечивать выполнение работ по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту устанавливаемых на транспортные средства тахографов в мастерских, сведения о которых учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о мастерских;
2) обеспечивать эксплуатацию тахографа в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации тахографа, утвержденного организацией-изготовителем тахографа;
3) обеспечивать водителя необходимыми расходными материалами (бумага для принтера);
4) выгружать данные с карты водителя каждые 28 дней;
5) хранить данные, выгруженные с карты водителя, в базах данных владельца транспортного средства, в течение одного года и обеспечивать их доступность для проверки контрольными органами;
6) при выводе тахографа из эксплуатации обеспечивать хранение снятого блока СКЗИ тахографа в течение года;
7) обеспечивать направление неисправного или функционирующего со сбоями тахографа на ремонт в мастерскую, сведения о которой учтены ФБУ «Росавтотранс» в перечне сведений о мастерских;
8) направлять в ФБУ «Росавтотранс» данные об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ тахографов;
9) обеспечивать перед утилизацией тахографа запись в базу данных владельца транспортного средства сохраненной в тахографе информации и ее хранение в течение одного года;
10) обеспечивать наличие в транспортном средстве руководства по эксплуатации тахографа;
11) обеспечивать проведение поверок тахографов в порядке, установленном Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».