Инструкция по безопасной установке и снятию заглушек
Инструкция по безопасной установке и снятию заглушек
Настоящая Инструкция служит руководством для безопасного проведения работ по установке и снятию заглушек.
2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ.
2.1.К работам по установке и снятию заглушек допускаются лица, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие инструктажи, стажировку, аттестацию и годные по состоянию здоровья к проведению этих работ.
2.2.Устанавливают и снимают заглушки по указанию лица, ответственного за эксплуатацию трубопровода. Установка и снятие заглушек должны отмечаться в специальном журнале (журнал установке – снятия заглушек)
2.3.Для того, чтобы заглушка была заметной, она должна иметь хвостовик. Номер и давление выбиваются на хвостовике заглушки.
На заглушке, устанавливаемой на фланцевом соединении типа шип-паз без хвостовика, номер и давление выбиваются на поверхности заглушки.
2.4.Заглушки рекомендуется выбирать в зависимости от рабочих параметров среды и конкретных условий эксплуатации. Толщина заглушки подбирается из расчета на максимально возможное давление, но не менее 3 мм.
2.5.Быстросъемные заглушки применяются в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей.
2.6.Заглушки, устанавливаемые между фланцами, разрешается применять для трубопроводов с Ру до 10,0 Мпа.
2.7.Заглушки, устанавливаемые между фланцами, а также быстросъемные, запрещается применять для разделения двух трубопроводов с различными средами, смешение которых недопустимо. Необходимо обеспечить визуальный разрыв между трубопроводами.
2.8.Отбортованные заглушки разрешается устанавливать на трубопроводах при условном давлении до 10,0 МПа.
2.9.Приварные плоские и ребристые заглушки выбирают для трубопроводов при давлении Ру до 2,5 МПа.
2.10.Качество материала заглушек должно подтверждаться сертификатом. Допускается составлять один сертификат на партию заглушек. Сертификат на постоянные заглушки должен храниться в "Журнале учета установки-снятия заглушек".
2.11Для облегчения установки заглушки в местах ее установки необходимо предусматривать установку кольца. В местах частой установки заглушек, во избежание аварий из-за ее отсутствия необходимо предусматривать в проектах стационарные заглушки и кольца, прикрепленные к фланцевому соединению на петлю.
2.12.Заглушки со стороны возможного поступления газа или продукта должны быть поставлены на прокладках.
2.13.Работы по установке и снятию заглушек на действующих газо- и нефтепроводах относятся к газоопасным работам и выполняются по наряду-допуску.
2.14.К установке и снятию заглушек допускается бригада, состоящая не менее чем из двух человек.
3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ.
3.1.Установка заглушек на аппаратах, оборудовании и трубопроводах производится по наряду – допуску на проведение газоопасных работ с приложением схемы установки заглушек.
3.2.Аппарат, трубопровод должен быть перед установкой заглушек освобожден от газа или продукта, продут паром или инертным газом, отключен задвижками и охлажден до температуры не выше 30 0 С.
3.3.Перед выполнением работ по установке и снятию заглушек рабочие должны получить инструктаж от лица ответственного за проведение работ с обязательной записью исполнителей работ и росписью их о прохождении инструктажа в наряде-допуске.
Техника безопасности при ведении газоопасных и огневых работ
Исполнение сигнализатора По ГОСТ 13320—69 Камера сгорания Взрывобезопасная Концентрация природного газа, при которой срабатывает сигнализация, % 0,7 Погрешность срабатывания сигнализации, % ±0,2 Инерционность срабатывания сигнализации (в с), не более 1…
Неисправность Причина неисправности Способ устранения неисправности При включении в сеть не загорается сигнальная лампа (неоновая) На сигнализатор не поступает питающее напряжение Проверить подводку питания Нет контакта в арматуре лампы Проверить…
Действие газосигнализатора «Инфралит-Ех» основано на принципе абсорбции инфракрасных лучей. Газы, молекулы которых состоят из двух и более различных атомов, имеют свойство поглощать инфракрасное излучение. Отдельные полосы поглощения показывают, в каком…
Исполнение: сигнализатора По ГОСТ 13320—69 камеры сгорания Взрывобезопасное РВ (По ГОСТ 13320—69) гудка ГПР-М Рудничное повышенной надежности РП (По ГОСТ 13320—69) Концентрация природного газа, при котороЯ срабатывает сигнализация, % 0,7…
Схема внешних соединений газосигнализатора «Инфралит-Ех» (схема дана для одной точки отбора) 1 — насос с качающейся шайбой; 2 — керамический (фриттовый) фильтр; 3 — трехходовой кран для подключения контрольной ходовой…
«Инфралит-Ех» работает от электросети напряжением 220 В, которое подается к прибору только при установке усилительного регулятора грубой регулировки на нуль. В местах установки газосигнализатора «Инфралит-Ех» не должно быть вибрации и…
Менее точны, но весьма удобны основанные на том же принципе портативные приборы «Дрегер» с ручным резиновым сильфоном для всасывания контролируемого воздуха через сменные индикаторные трубки. Для замера содержания газа в…
Для предупреждения об утечках газа и о начинающемся опасном скоплении его в помещениях крупных потребителей, например в котельных, на кустовых базах (ГНС) сжиженных газов, используют газосигнализаторы, которые при появлении в…
Распространенной конструкцией газосигнализатора является электрический прибор типа СГГ (сигнализатор горючих газов). Действие сигнализатора типа СГГ, как и прибора типа ПГФ, основано на изменении электрического сопротивления платиновой нити, включенной в схему…
Расход контролируемого воздуха через датчик составляет 12—20 л/ч. Прибор может работать при температуре окружающего воздуха от —10 до +40° С. Продолжительность работы плечевых элементов — около 4 мес. Максимальная длина…
Газосигнализатор «Пропан-1» выдает сигнал при достижении предельно допустимых уровней загазованности помещений кустовых баз и газонаполнительных станций сжиженного газа и своевременно предупреждает о возникновении взрывоопасной концентрации паров пропан—бутана он обеспечивает: непрерывный…
Установка датчика газосигнализатора 1 — ротаметр; 2 — воздушный эжектор; 3 — датчик; 4 — редуктор давления РДВ5М; 5 — фильтр воздуха. Газоанализатор «Пропан-1» включает в себя блок измерения БУ31…
Правила установки и снятия заглушек.
Перед установкой заглушек должен быть составлен наряд-допуск на проведение газоопасных работ, схема их установки, утвержденная лицом, ответственным за подготовку аппаратуры, резервуаров, оборудования и трубопроводов к осмотру, очистке, ремонту. В этой же схеме необходимо показать запорную арматуру. Аппарат (трубопровод) перед установкой заглушки должен быть освобожден от нефти и нефтепродукта или газа, продут паром, отключен задвижками и охлажден до температуры не выше 30 0 С.
Для того чтобы заглушка была заметной, она должна иметь хвостовик. Диаметр и давление выбиваются на хвостовике заглушки.
На заглушке, устанавливаемой на фланцевом соединении типа шип-паз без хвостовика, диаметр и давление выбиваются на поверхности заглушек.
Толщина заглушки подбирается из расчета на максимально возможное давление, но не менее 3 мм.
После окончания ремонтных работ все временные заглушки должны быть сняты.
Установка и снятие заглушек должны регистрироваться в специальном журнале за подписью лиц, проводивших их установку и снятие, и проверяться лицами, ответственными за подготовку к ремонту и проведение ремонта.
Правила замены сальниковой набивки насоса, замены смазки, замена прокладок и обтяжки фланцевых соединений.
Смена сальниковой набивки насоса.
1. Сальник набивается при остановленном насосе.
2. Работы необходимо выполнять в следующей последовательности:
3. Убедитесь, что насос остановлен и исключена возможность его самозапуска;
4. Ослабьте крепление грундбуксы, а затем отодвиньте ее по валу в сторону от сальниковой камеры;
5. Удалите старую сальниковую набивку, пользуясь специальным крючком;
6. Нарежьте заранее подготовленную сальниковую набивку кольцами. Кольца набивки должны подгоняться точно по валу. Концы колец соединяются замком внахлестку или косым срезом и должны обеспечивать плотный контакт, а замки соседних колец должны быть сдвинуты на 120 град. по отношению друг к другу.
7. Аккуратно введите кольца сальниковой набивки в камеру. Перед тем, как вводить набивку в сальник каждое кольцо следует смазать маслом.
8. Подтяните крепление грундбуксы, не допускайте перекосов грундбуксы относительно вала насоса.
9. Произведите пробный запуск насоса и проверьте работу сальников. При необходимости остановите насос и подрегулируйте зажим сальников.
Замена смазки.
Работы необходимо выполнять в следующей последовательности:
1. Убедитесь, что насос остановлен и исключена возможность его самозапуска;
2. Отверните болты с крышки подшипниковой камеры.
3. Снимите крышку с прокладкой и откройте подшипниковую камеру.
4. Очистите подшипниковую камеру. При замене смазки подшипники требуется промыть керосином или другой жидкостью, не вызывающей коррозию.
5. Наполните подшипники и камеру заранее приготовленной смазкой. Смазку необходимо использовать в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя насоса. Норма расхода смазочных материалов на одну подшипниковую камеру составляет 400 – 600 граммов.
6. Установите крышку с прокладкой, закрепив ее к кронштейну болтами.
Обтяжка фланцевых соединений и замена прокладки.
1. Очередность ослабления шпилек определяется по схеме «крест-накрест» рис 4.
2. Полностью освободив фланцевое соединение, очистите полость фланцевых соединений от грязи, при необходимости промойте его.
3. После заменить прокладку (прокладка с хвостовиком).
4. Сборку произведите в обратной последовательности.
Требование безопасности при погрузо-разгрузочных работах.
Перед началом работы стропальщик должен проверить и привести в порядок спец. дежду, спецобувь идругие СИЗ, в зависимости от времени года должен носить установленную по отраслевым нормам спецодежду и спецобувь.
Стропальщик, допущенный к самостоятельной работе, должен:
· Знать общее устройство крана, его грузоподъёмность, нормы заполнения тары;
· Порядок и габариты складирования грузов;
· Уметь подбирать необходимые стропы и другие грузозахватные приспособления в зависимости от веса и вида груза;
· Определять пригодность стропов и других грузозахватных приспособлений и тары;
· Освобождать от действий электрического тока лиц, попавших под напряжение, и оказывать им первую помощь;
· Знать и уметь практически применять приёмы и способы оказания первой помощи при несчастном случае.
Порядок допуска обслуживающего персонала к работе с ГПМ.
Для выполнения обязанностей стропальщика допускаются рабочие не моложе 18 лет, имеющие соответствующее удостоверение, прошедшие медицинский осмотр, обучение, инструктаж по безопасному ведению работ, стажировку на рабочем месте, проверку знаний.
Стропальщиками могут назначаться только рабочие из числа аттестованных стропальщиков лицом, ответственным за безопасность производства работ по перемещению грузов кранами.
План ликвидации аварий (ПЛА).
Назначение ПЛА
ПЛА должен в обязательном порядке регламентировать следующие действия работников объекта:
при возникновении пожароопасных ситуаций на объекте необходимо отключить электропитание технологических систем (кроме электропитания систем противоаварийной и противопожарной защиты), приостановить эксплуатацию объекта и освободить его территорию от посетителей и транспортных средств, и одновременно с этим приступить к локализации и ликвидации пожароопасных ситуаций;
при возникновении пожаров на объекте необходимо немедленно сообщить о пожаре согласно схемы оповещения и приступить к тушению очага пожара первичными средствами пожаротушения, одновременно приняв меры по освобождению территории от посетителей и транспортных средств;
в случае возникновения пожара в непосредственной близости от наземных резервуаров, который не представляется возможным потушить первичными средствами пожаротушения, необходимо включить системы водяного орошения всех резервуаров (при наличии такой системы);
в случае разгерметизации трубопроводов с жидкостью или его парами необходимо перекрыть разгерметизированный участок посредством запорной арматуры и приступить к локализации и ликвидации пожароопасной ситуации или пожара. При невозможности перекрытия указанных трубопроводов на участке между местом разгерметизации и резервуаром с жидкостью устранение неисправности возможно только после полного опорожнения резервуара. При опорожнении резервуаров место разгерметизации (по возможности) должно быть перекрыто посредством пластырей, герметиков, обжимных хомутов с прокладкой и т. п., не способных послужить источником зажигания;
Требования безопасности при испытании газопроводов
Магистральные трубопроводы и относящееся к ним оборудование перед пуском в эксплуатацию подвергают наружному осмотру, а затем и испытанию (гидравлическому и пневматическому) с целью проверки их прочности и герметичности соединений.
Перед испытанием трубопроводов необходимо: проинструктировать рабочих о размещении арматуры и заглушек, о способах удаления воздуха, о порядке постепенного повышения и снижения давления, о недопустимости повышения давления против установленного Правилами Госгортехнадзора или действующими строительными нормами, Правилами и инструкциями о приемах простукивания сварных швов и стыков трубопроводов, находящихся под давлением; предупредить заранее работающих на смежных участках о времени начала и проведения испытания; убедиться в исправности манометров, правильной и надежной установке заглушек; закрыть доступ посторонним лицам в зону испытаний; проверить наличие и исправность предусмотренных проектом упоров, которые к моменту испытания должны иметь проектную прочность.
При наличии на трубопроводе раструбов, муфт с резиновыми кольцами, сальниковых компенсаторов на концах испытываемого участка устанавливают временные упоры, .обеспечивающие восприятие усилий, возникающих при повышении давления в трубопроводах.
При испытании и опробовании давление в трубопроводах увеличивают постепенно и равномерно, под постоянным контролем приборов. Трубопровод после снижения испытательного давления до рабочего осматривают специально проинструктированные лица. При осмотре поднимать давление запрещается. Дефекты, обнаруженные во время испытания, устраняют, отключив системы от источников питания.
Обстукивание сварных швов непосредственно во время испытания трубопроводов не допускается. Сварные швы стальных трубопроводов при осмотре обстукивают молотком массой не более 1,5 кг, трубопроводы из цветных металлов — деревянными молотками массой не более 0,8 кг, трубопроводы из прочих материалов обстукивать не разрешается.
При продувке трубопроводов после их испытания у концов труб устанавливают прочные щиты для защиты рабочих от выбрасывания окалины и других предметов. Находиться вблизи незащищенных концов продуваемых труб запрещается.
Пневматическое испытание трубопроводов, кроме газопроводов, допускается в исключительных случаях, когда нельзя проводить гидравлическое (в зимнее время, при отсутствии воды). Не разрешается проводить пневматическое испытание трубопроводов на прочность в цехах действующих предприятий, а также на эстакадах, в каналах и лотках, где уложены действующие трубопроводы. Пневматическое испытание допускается при давлении не выше 0,4 МПа. При этом чугунная арматура должна пройти предварительное гидравлическое испытание на прочность пробным давлением.
Пневматическое испытание надземных чугунных, фаолитовых и стеклянных трубопроводов не допускается.
На время пневматического испытания устанавливают охраняемую зону. Запрещается находиться кому-либо в зоне в период нагнетания воздуха в систему и при выдерживании ее под давлением.
При пневматическом испытании стальных трубопроводов охраняемую зону устанавливают в соответствии с Правилами проектирования и сооружения магистральных трубопроводов Государственной газовой инспекции Главгаза.
Для наблюдения за зоной устанавливают посты охраны из расчета один пост на 200 м трубопровода. Границы охраняемой зоны отмечают флажками, а в ночное время — электрическими фонарями или лампочками.
Присоединение и разъединение линии, подводящей воздух от компрессора к испытываемому трубопроводу, производится только после прекращения подачи воздуха и полного снятия давления.
До начала испытания гидравлическим прессом, прежде всего, проверяют его состояние. Лица, занятые испытанием, должны находиться в безопасном месте или быть ограждены экраном на случай возможного выбивания заглушек. Одновременно гидравлическое испытание нескольких трубопроводов, смонтированных на одних опорных конструкциях или эстакаде, допускается в том случае, если опорные конструкции или эстакады рассчитаны на соответствующие нагрузки.
На прочность газопроводы ГРП и ГРУ испытываются в течение 1 ч, на плотность — в течение 12 ч. Падение давления не должно превышать 1% от начальной величины.
Для измерения давлений при испытаниях применяют манометры, обеспечивающие необходимую точность замеров: водяные или ртутные манометры; при более высоких давлениях пружинные манометры; при испытании на прочность образцовые пружинные контрольные манометры или дифманометры (при испытании на плотность). Манометры должны иметь не просроченные поверочные клейма.
После испытаний надземных, внутридомовых и цеховых газопроводов на прочность давление в них снижают до величины, установленной для испытаний на плотность. Во время этого испытания контролируют давление и проверяют мыльным раствором сварные, фланцевые и резьбовые соединения.
Устранение выявленных дефектов выполняют только после снижения давления в газопроводе до атмосферного. Все места в сварных швах, где при испытаниях обнаружены дефекты, вырубают с последующей заваркой, а неплотные резьбовые соединения разбирают, а затем собирают вновь. После ликвидации выявленных дефектов газопроводы повторно испытывают на плотность.
Гидравлическое испытание газопроводов значительно безопаснее пневматического испытания. Необходимо иметь в виду, что заглушки, устанавливаемые на газопроводах, должны быть рассчитаны на прочность исходя из максимального давления в газопроводе при испытании на прочность. При испытаниях газопроводов водой надо проверять, не создает ли масса воды недопустимой дополнительной нагрузки на газопроводы и их опоры.
Во время пневматического испытания на прочность находиться кому бы то ни было в опасной зоне запрещается. Для наблюдения за опасной зоной устанавливают посты охраны из расчета один пост на 200 м длины газопровода. Границы опасной зоны отмечают красными флажками. Воздушный компрессор и его ресивер должны находиться вне опасной зоны и не ближе 10 м от испытуемого газопровода.
Если газопроводы после испытаний не были введены в эксплуатацию в течение 6 месяцев и более, их подвергают повторным испытаниям перед пуском газа.
При испытаниях внутридомовых газопроводов приборы на испытуемом участке должны быть отключены. Если арматура, оборудование и приборы нерассчитанны на испытательное давление, то вместо них на период испытаний устанавливают катушки и заглушки.
Если на сети установлены участки газопровода со счетчиками, то испытания проводят без них, соединив в этом месте участки газопровода перемычкой.
Исправление дефектов производят после снижения давления в газопроводе до атмосферного давления.
На плотность внутренние газопроводы внутри зданий испытывают с установленными счетчиками и приборами.
Испытания проводят водяными манометрами. Чтобы обеспечить необходимую точность в испытании, к ним приступают через три часа после установления в газопроводе испытуемого давления. За это время температура воздуха в газопроводе выравнивается с температурой окружающей среды.
Распределительные газопроводы и газовые сети потребителей, дворовые разводки и вводы в дома испытывают после установки отключающей арматуры, сборников конденсата и другой арматуры. Газопроводы испытывают целиком или по частям, в зависимости от их схемы, длины и диаметра.
Повышение и снижение давления производится плавно. Устранение выявленных при испытаниях дефектов производятся только после снижения давления в газопроводе до атмосферного давления.
Подземные газопроводы испытывают на прочность после присыпки их грунтом на 20 – 25 см.
Испытание подземных газопроводов на плотность производят после полной засыпки до проектных отметок.
Распределительные газопроводы и подводы к зданиям всех давлений подвергают испытанию на плотность в следующем порядке. Газопровод до начала испытания выдерживают под испытательным давлением некоторое время, достаточное для выравнивания температуры в газопроводе с температурой грунта (зависят от диаметра газопровода и выдерживается от 20 до 24 часов). Продолжительные испытания для газопроводов должна быть не менее 24 часов, за исключением вводов, дворовых и межцеховых газопроводов низкого давления.
В новых проложенных газопроводах оставляют избыточное давление для поверки его на плотность. Если во вновь проложенном газопроводе не наблюдается избыточное давление, то его испытывают.
Городской газопровод испытывают на плотность отдельными участками по мере выполнения работ на плотность после полной его засыпки на всем объекте.
При испытании объекта на плотность по концам газопровода приваривают стальные заглушки. Все отрытые части газопровода проверяются под испытательным давлением и устраняются даже малейшие утечки. Особое внимание уделяется задвижкам и другим аналогичным деталям, так как именно в этих местах чаще всего оказываются утечки. После испытания газопровода приступают к изоляции сварных стыков, затем к засыпке приямков с тщательным послойным уплотнением.
Если при повторных испытаниях падение давления выявляется, то следующие испытания проводятся одарированным воздухом. Но если и в этом случае не обнаруживается утечка, то газопровод делят на части. Вначале его разрезают на две примерно равные части. На обе части наваривают заглушки и испытывают каждую часть отдельно. Одна, как правило, плотная, а вторая испытание не выдерживает. По исполнительной документации стараются определить наиболее вероятные дефектные места. В этом месте газопровод снова делят на две части и испытывают повторно ранее не прошедшую, разделенную часть газопровода. Операции повторяют до тех пор, пока исследуемый участок не сократиться до 100 – 200 метров, в зависимости от местных условий.
В большинстве случаев утечка происходит в стыках из–за недоброкачественной сварки. После выявления и ликвидации дефектов отдельные части газопроводов соединяют между собой, вваривая катушки, и газопровод испытывают заново.
Чтобы избежать таких затрат времени, производят промежуточные испытания газопровода.
Замеряют давление в одно и то же время суток , чтобы температура атмосферного воздуха оказала меньше влияние на температуру воздуха внутри газопровода.
Все испытания оформляют актами, содержащими оценки результатов и выводы о возможности подачи газа в газопроводы, подвергавшиеся испытаниям.